Буденный на рыжем кобыле

Общество

Появившиеся после революции рабочие клубы пивным явно проигрывали. Конечно же, новая власть призывала сознательный люд нести излишки не в пивную, а на сберкнижку, но толку от таких лозунгов было мало. К тому же душа трудящегося человека время от времени требовала праздника, а большинство пивных предлагало посетителям не только разного рода напитки, но и культурно-развлекательные программы. Репертуар таких «шоу», как правило, сводился к нескольким темам: еда, алименты и «красивая жизнь». Однако и в нэповском угаре хозяева этих заведений не забывали о политическом значении искусства для народа. А невзыскательной публике идейно выдержанные частушки нравились:[i]Всех буржуев бьем примерно,До победного конца.Все под знамя Коминтерна,Ламца-дрица, а-ца-ца![/i]Не менее популярными были и куплеты, исполняемые в пивных, о героях Гражданской войны:[i]Ура, товарищ угнетенный,Уж рабства нету на земле!Семен Михайлович БуденныйНа рыжем скачет кобыле.[/i]Несмотря на всяческие «ламца-дрицаца» и «рыжих кобылов», содержание самих куплетов было, в общем-то, «правильным», а оборотистые хозяева этих народных питейных заведений с полным на то правом могли заявить в своих афишах-объявлениях: «У нас поэты и стихи».Новая же власть от пристрастия победившего пролетариата к подобного рода забавам особой радости не испытывала.Рабочий класс явно пренебрегал своими родными клубами, а досуг предпочитал проводить в пивных, доставшихся в наследие от «проклятых царских времен».Восемьдесят лет назад, в начале 1927 года, в Москве состоялась профсоюзная конференция по работе в клубах. Главной темой многих горячих выступлений, прозвучавших там, как раз и было противостояние рабочих (по названию) клубов и пивных, которые, вопреки усилиям большевистских функционеров от культуры, являлись рабочими клубами на деле. Один из профсоюзных деятелей, некий товарищ Маркичев, призвал популярных эстрадных авторов обратить свои взоры на клубную сцену, а самих рабочих активнее участвовать в художественной самодеятельности.Призыв был услышан, но не всеми.Осыпаемые «пивными» деньгами «эстрадники» большой заинтересованности к написанию «клубных куплетов» не проявили, зато известная пролетарская писательница Лидия Сейфуллина специально для рабочей сцены написала «Мужицкий сказ о Ленине». Это литературно-театральное действо было сработано как «народная сказка» о том, как Ленин с Николашкой власть делили.Ставить произведение Сейфуллиной решили на самодеятельной сцене одного из клубов Пресни. Вскоре обязательная тогда комиссия была приглашена на пробный просмотр. Рабочие-артисты очень старались, но текста не помнили, а потому говорили каждый о своем, причем все разом. Громкие крики, звуки гармошки, топот ног, дробь барабана, имитирующая выстрелы, сливались в единую какофонию. Что это плохо, было ясно даже профсоюзным товарищам, однако исключить из репертуаров рабочих клубов это идеологически правильное произведение было никак нельзя. Комиссия решила мудро: произведение в репертуаре оставить, а к исполнению привлечь… ненавистных «эстрадников».Ответственные люди прошлись по пивным и ресторанам, отбирая достойных времени исполнителей. Как и ожидалось, «акулы куплета» сыграли «сказ о Ленине» менее безобразно, чем пролетарии, а потому заслужили снисходительную похвалу руководящих товарищей.А тут еще подошло время готовиться к празднованию 10-летия Октябрьской революции. И, соответственно, возникла повышенная потребность в «правильных» пьесах и сценариях. А «эстрадники», почувствовавшие, что за идеологически верный репертуар им будут платить хорошие деньги и партийные товарищи, легко перешли из пивных в рабочие клубы. Они в считаные месяцы буквально завалили клубные театры р-р-революционными пьесами, скетчами и монологами. «Ляписы-Трубецкие» встали в строй идейных борцов за «рабочую идею» и пришлись там ко двору.

amp-next-page separator