Добро в зеркале зла
Вот парадокс: «Отступники» прошлым летом были восприняты публикой как «проходное» кино. Это понятно: преимущественная часть публики – тинейджеры и те, кто морально к ним примыкает. Те, кто праздновал, когда всех «Оскаров» получил «Властелин колец». Конечно, им странно, что на сей раз целых четыре статуэтки перепало какомуто «заурядному боевичку» без волшебных превращений и сплошных спецэффектов, даже без разжеванной морали, как в конкурировавшем «Вавилоне».«Оскар», однако, дает не публика, а Киноакадемия, хотя в последние годы она шла на поводу низменных массовых инстинктов.В случае со Скорсезе есть даже повод заявить, что 65-летний режиссер награжден не за фильм, а за выслугу лет и долготерпение. Но стоит также вспомнить, что киноакадемики – это не только возраст, а еще и профессия.Пусть «Отступники» – не открытие Скорсезе, не судьбоносное свершение, по профессии фильм совершенен так же, как прошлое творчество режиссера.Старик просто не может работать по-другому. Наконец-то «Оскар» сподобился подчеркнуть это, и не случайно. Сегодня за сплошной стеной «призрачных гонщиков» и «человеков-пауков» эстетическое чувство практически атрофировалось.История двух полицейских, один из которых был против воли заслан в мафию (Леонардо Ди Каприо), а другой изначально был заслан мафией в полицию (Мэтт Дэймон), и оба в жизни столкнулись с абсолютным злом (Джек Николсон), снята со всеми положенными жанру слежками, перестрелками, подозрениями и раскрытием тайн.Но только ребенок сочтет излишними массу сюжетных ответвлений про прошлое, госструктуру, про одну женщину на двоих и сложности отношений, а также массу эпизодических персонажей в исполнении кинозвезд.Скорсезе снял вовсе не «боевичок», а исследовал современное кино на предмет возможности эпоса. Это антимафиозный эпос в широком смысле. В противовес «Крестному отцу» он и обычную мафию лишает романтического флера, но речь идет о вещах, более глубоких и всеобщих, которые к тому же не очень приятно сознавать.Кто из нас способен сегодня отказаться от жизни Салливана (Дэймон) – абсолютно подлой, преступной, ведущей от одного убийства к другому, но хронически безнаказанной? Кто сколько продержится и на каких таблетках, живя по Костигану (Ди Каприо) – абсолютно без подлостей и предательств, но в такой путанице, что никому ничего не докажешь? Так же, как мафия и государство – давно на одно лицо, два молодых ирландца постепенно становятся в фильме почти неотличимы друг от друга.Добро больше неотличимо от зла ни по каким приметам, даже внутри одного человека, когда он наедине с собой, и по Библии остается лишь уничтожить всех.Скорсезе – не Господь Бог, тем не менее выбрал именно Библию.Финал «Отступников» противоречит гонконгскому первоисточнику. Почему? И почему, когда убийства происходят как по нотам, это вместо протеста вызывает удовлетворение? Фильм снят настолько легко, с такой режиссерской фантазией, что может позволить себе все.Начаться медленно-медленно, к финалу стать молниеносным. Раскидать афористические диалоги по стандартным эпизодам «подозрений» и «перестрелок», не делая акцента. Превратить в образец кинематографичности простой звонок по мобильнику или уличную слежку. Всех убить разом и без нытья. Тогда акцент будет один – на жизни.Это, как ни парадоксально, высокое искусство. В жизни Скорсезе вряд ли что-нибудь изменит, но в том, как владеет профессией, добро и зло различимы, словно день и ночь.