А по небу ангелы летали

Развлечения

В основе каждого из трех отделений перфоманса – музыкальное произведение, переосмысленное посредством добавления компьютерных видеодекораций Ольги Кумергер и бурных джазово-импровизационных соло знаменитого виртуоза-контрабасиста Владимира Волкова.Первая часть – стилизованные под античность “Песни Билитис” Клода Дебюсси на стихи поэта Пьера Луиса. Цикл этот (1897–1898) обычно исполняется в версии для голоса и фортепиано. Однако в “домовском” концерте прозвучала другая, гораздо более редко исполняемая, но более красочная версия – артистка (Айлика Кремер) читала стихи под аккомпанемент ансамбля из двух флейт (Мария Федотова и Николай Попов) и двух арф (Татьяна Осколкова и Нина Гвамичева). По замыслу композитора, все это должно сопровождаться пантомимой (ее на этот раз не было, хотя в дальнейшем в спектакли группы этот компонент предполагается ввести).Начинается акция с подземного клокотания, с ритмических волн, с глухих узоров ударных (электроника плюс стремительные пассажи контрабаса; в отдельных местах Волков выбивает своего рода барабанные узоры ладонями по корпусу инструмента…) Волшебно мерцают флейты, поддерживаемые прозрачными, отрешенными переборами арф… Артистка читает (по-французски) первый из двенадцати текстов цикла:[i]Пан, бог летнего ветра – приди на зов моей пастушеской песни!В густой тени дрожащей оливы мы с подругой стережем свои стада…Я вычесываю золотое руно моих барашков,Сплетаю нити для веретена и пряду.Медленно текут часы.В небе пролетает орел.Тень уходит.Переставлю корзинку с цветами и кувшин с молоком.Пан, бог летнего ветра – приди на зов пастушеской песни!..[/i]Музыка бесхитростна и в то же время предельно изысканна. Звуковые ландшафты “Песен Билитис” могут быть причудливыми и таинственными, но чаще всего – это залитые светом цветущие пейзажи, полные движения и жизни, сочные и полнокровные, это упоение радостью жизни:[i]Чистая вода, дрожащее зеркало, скажи мне: красива ли я?– Знай: ты красива!Твое лицо под густыми волосами, пышными в цветах, благоуханными.Твои нежные веки едва прикрыты, а бедра утомились от любовных услад…[/i]Таков первый раздел – “фин-де-сьекль”, французский импрессионизм, Дебюсси.Вторая часть программы носит название “История танго”. Это небольшая четырехчастная сюита, написанная молодым московским композитором Дмитрием Курляндским на основе популярных тем великого аргентинца Астора Пьяццолы (“Бордель 1900”, “Кафе 1930”, “Nightclub 1960” и “Modern-day Concert”). Исполнителей сначала всего двое – флейтистка Мария Федотова и гитарист Дмитрий Илларионов. Постепенно темп ускоряется, напряжение растет. К дуэту присоединяются еще два исполнителя – контрабасист Владимир Волков и пианист Александр Мельников. Полное ощущение свободной джазовой импровизации, однако перед исполнителями ноты на пюпитрах. На самом деле импровизирует (и то частично) лишь Волков… Мелодии Пьяццолы незаметно растворяются в бурном фри-джазовом потоке, в глубине которого возникает мелодия русского духовного стиха “Было солнце” (сэмплированный голос певца и мультиинструменталиста Сергея Старостина):[i]Было солнце, солнце на закате –А мы спать ложились, Богу не молились.А по небу ангелы летали, за руки хватали.Отлетело мое тело…Тебе в земле лежати, а мне, душе грешной, ответ держати.Мне не надо ни злата, ни сербра, ни дорогого одеяния.Только надо грешну человеку сажень зямлиДа четыре доски[/i].Песня, найденная музыкантом в русской глубинке. Голос певца звучит все мощнее, ярче… Затем все затихает, как бы растворяется…Конец действа.

amp-next-page separator