Ирония, изменившая страну

Развлечения

Пока капстраны в 70–80-е годы «загнивали» от перепроизводства продуктов, нас по горло закармливали идеологией. Естественно, наиболее нежные организмы от переедания этой продукции взбунтовались. И пошла реакция – в виде явления, которое на одной из квартирных выставок художников Виталия Комара и Александра Меламида окрестили соц-артом.Как и всякое постмодернистское направление, он был прежде всего откликом на сложившуюся ситуацию в искусстве – то есть на засилье соцреализма. Официозные полотна прославляли режим.Диссидентствующие художники в своих работах сомневались в его правильности, находя в нем забавные черты. Впрочем, осмеянию подвергали не столько чужого дядю-бюрократа, сколько самих себя.– Это была самоирония, – заявил на открытии выставки Виталий Комар, приехавший на несколько дней в Москву из Америки, где он теперь живет. – Ведь многие из нас в то время находили компромисс с властью. Таких, как академик Сахаров, посетивший в 1973 году одну из квартирных выставок, среди нас было мало.– Я помню, – делился художник Леонид Соков с корреспондентом «ВМ», – как в конце 80-х годов в Америке прошла выставка соцарта, которую иностранцы совершенно не поняли. Они видели изображение Сталина и спрашивали: «Это политическое искусство?» Им невозможно было объяснить, что Сталин для нас, как для них Мерилин Монро – некий символ, а не только государственный деятель.В состав экспозиции «Политическое искусство в России» вошло около 300 работ из ГТГ, частных собраний и галерей «Риджина», «ХL», «Галереи Марата Гельмана». Здесь – соцреализм от «А» до «Я»: начиная с 70-х годов и заканчивая современными работами Дубосарского и Виноградова. В залах на Крымском Валу нашли место живопись, фотографии, инсталляции и даже новый агитационный фарфор Гриши Брускина.Многие экспонаты отсылают нас в прошлое – далекое и недавнее. Но рождают они не ностальгию, а скорее смех сквозь слезы. На фоне силуэта Мавзолея – слова в духе детской загадки: «На Красной площади стоит, там кое-кто в гробу лежит». Знаменитый сюжет – Брежнев, целующий Хоннекера, – тоже обыгран с помощью иронического высказывания: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви».Вторая выставка на Крымском – «Cоц-арт. Политическое искусство в Китае» – представляет работы 43 известных художников.Они получили широкое признание во время Венецианской биеннале в 1999 году. С тех пор их творения побывали в лучших музеях и галереях Европы и Америки. Но у себя на родине, где по-прежнему царит соцреализм, эти художники вместе еще не выставлялись. Куратор зарубежной экспозиции – Ксин-Дон Ченг, искусствовед, который пропагандирует китайское неофициальное искусство во всем мире.

amp-next-page separator