Время тянуть резину

Общество

Вот гром и грянул. В Москве на месяц раньше срока стаял снег и, по сути, наступил летний период эксплуатации автомобилей. А это значит, что десяткам тысяч автовладельцев необходимо приобретать «летнюю» резину, колесные диски, новые аккумуляторы взамен севших за зиму, щетки стеклоочистителей, губки, шампуни и все прочее, что так приятно греет душу настоящего мужчины.А потому корреспондент «ВМ» проехал по рынкам, походил по магазинам автозапчастей и посидел в Интернете для того, чтобы составить прайс-лист всего необходимого. Но прежде всего автомобильной «обуви», поскольку именно эта трата самая ощутимая. В зависимости от марки автомобиля и запросов ее владельца сумма может варьироваться от 2 до 30 тыс. рублей за комплект. Можно ли москвичу сэкономить, купив приличную «резину»? Можно. Нужно только знать как.Несмотря на кажущееся многообразие марок и моделей шин, мировой рынок контролируют несколько концернов, поглотивших мелких производителей. Например, Continental – это не только марка шин, но и мощный концерн, объединивший таких производителей, как Uniroyal, General Tire, Semperit, Gislaved, Viking, Barum и Mabor.Под эгидой GoodYear выпускаются шины Dunlop, Kelly, Fulda, Lee, Sava и Debica. В группу компаний Michelin входят также Kleber и BF Goodrich. Несколько лет назад объединились Bridgestone и Firestone. А Bridgestone владеет и большим пакетом акций финской Nokian Tyres. Сама же Nokian Tyres, вопервых, имеет завод в России, во Всеволожске (Ленинградская область), а во-вторых, совместно с Кировским шинным заводом выпускает покрышки марки Nordman. Компании Cooper Tires принадлежат торговые марки Avon, Mastercraft, Starfire, Roadmaster и Dean. Словацкий Matador создал совместное предприятие с шинным заводом «Омскшина». А группа Amtel Vredestein владеет четырьмя заводами в России и одним в Нидерландах, выпуская шины под марками Vredestein, Amtel и Matoya. Сами по себе пока что итальянская Pirelli, корейский Hankook и японская Yokohama.Однако с некоторых пор на слуху автомобилистов новые имена.Например, покрышки Cordiant. Звучит не по-нашенски, однако происхождение у них – самое что ни на есть российское. В начале XXI века на Ярославском шинном заводе решили наладить выпуск более современной автомобильной резины. Основой стал проверенный метод: на конвейер поставили модели известной фирмы – GoodYear. То, что было известно как Ultragrip400 и Ultragrip500, превратилось в Я-620 «Медео» и Я-670 «Медведь». Автор этих строк отъездил на «Медведе» – или, если в латинском варианте, MEDVEDe, четыре сезона. Остался доволен: на покрышках до сих пор цело 2/3 шипов. Однако, согласитесь, названия не самые лучшие. И, когда ЯШЗ вошел в состав холдинга «СИБУР», на свет родилась торговая марка Cordiant. Polar – зимние, Sport – летние. Они, кстати, по рисунку протектора напоминают переработанные GoodYear Eagle F1 GSD2.Не менее удачный вариант изделия ОАО «Нижнекамскшина». Наряду с бюджетными вариантами «Кама-204» или «Кама-205», предназначенными для владельцев отечественной «классики», завод предлагает и претенциозные KAMA EURO127, KAMA EURO-224 и KAMA EURO-225. Одним словом, не нужно бояться отечественного производителя: инвесторы из крупных сырьевых монополий вкладывают в шинное производство миллионы долларов, а на заводах все чаще можно встретить самое современное оборудование.Громкое «имя» производителя, как и название модели, обычно красуется на боковой части покрышки. Но, кроме этого, здесь еще и настоящая «абракадабра» – всевозможные символы, сокращения, буквы, цифры…Например 185/65/R15. Что это значит? Здесь «185» – ширина покрышки в миллиметрах, «65» – профиль шины, вычисляемый отношением высоты покрышки к ширине в процентах (чем меньше цифра, тем ниже покрышка). Буква R означает, что покрышка – радиальной конструкции (раньше были еще и диагональные, отличавшиеся от радиальных расположением стальных «ребер жесткости»), а «15» – диаметр колесного диска в дюймах.Конечно, существуют специальные формулы, которые позволяют вычислить размер покрышки, если, скажем, владелец решит поменять «родные» 15-дюймовые диски на 16- или даже 17-дюймовые. Со стороны это выглядит красиво: профиль покрышки превращается в узкий черный ободок. Низкопрофильная покрышка лучше держит дорогу, однако практически не защищает подвеску от ям и ухабов. При ударе на большой скорости может деформироваться и колесный диск. Есть и другая причина, по которой не стоит менять размер «резины».Пространство под крылом автомобиля строго рассчитано, а потому покрышка другого размера при повороте будет задевать за конструктивные элементы подвески или детали кузова – это может повредить как сами детали, так и протектор. Ну и, наконец, не советуем менять размер покрышек тем, у кого новый автомобиль на гарантии: все типоразмеры для такого автомобиля обычно расписаны в спецификации, и их нарушение может привести к досрочному прекращению гарантийных обязательств.Еще два обязательных индекса – индекс грузоподъемности (КН) и индекс скорости. Показатель первого соответствует максимально допустимой нагрузке на одну шину в килограммах (см.таблицу). Его следует соблюдать тем, кто собирается выбирать покрышки для мини-грузовичка вроде «Газели» (покрышка может просто «взорваться», не выдержав нагрузки). А вот индекс скорости – он наносится латинской буквой – следует знать тем, кто любит «погонять». Ведь при быстрой езде, от контакта с летним асфальтом, покрышка начинает перегреваться и может просто не выдержать нагрузки. Самый низкий индекс скорости – не более 140 км/ч – обозначается буквой N.Далее идут P (не более 150 км/ч), Q (160), R (170), S (180), T (190), U (200), H (210), V (240), W (270), Y (не более 300 км/ч) и Z (ZR) – «ограничений нет». Определить индекс скорости просто: он должен быть чуть больше, чем максимальная скорость вашего автомобиля, указанная заводом-изготовителем. И помните: чем выше индекс, тем выше и цена.Цена на хорошую импортную покрышку для «Жигулей» (13-й диаметр) начинается от 60 долларов, на очень хорошую – от 100. Нужно помнить о том, что самые дорогие покрышки – Mishelin и Pirelli, более демократичны Bridgestone и GoodYear и вполне доступные – Continental.Комплект резины (в зависимости от класса) для продукции «АвтоВАЗа» будет варьироваться от 6 до 12 тыс. рублей, для иномарки среднего класса (Ford, Mitsubishi, Toyota, Hyundai) – от 12 до 30 тыс. рублей, для иномарки класса D (Audi, Mercedes, BMW) – от 30 до 60 тыс. рублей. Что же касается внедорожников, то у некоторых моделей, в зависимости от размера, и одно колесо может стоить от 30 тыс. рублей! Купить покрышки можно по-разному: в магазине, на автомобильном рынке, в интернет-магазине. Все варианты имеют как плюсы, так и минусы.Очевидный плюс автомобильного рынка – обилие выбора плюс возможность поторговаться. Скажем, за комплект можно получить скидку 5–10%. Однако велика вероятность и того, что «чайнику» на рынке могут всучить откровенное барахло.В магазине консультант всегда подскажет, на что обратить внимание при покупке, даст грамотную оценку качеств выбранной вами резины и даже отговорит от ошибочного выбора. Однако в профильных магазинах цена в среднем на 10–25 долларов выше, чем на рынке.С другой стороны, большинство магазинов купленную у них резину на диски монтируют бесплатно (экономия от 800 до 1500 рублей).И, наконец, интернет-магазин удобен тем, что здесь, во-первых, самые низкие цены, а во-вторых, покупку доставят прямо на дом. Причем, если сумма покупки превышает 5 тыс. рублей, доставка бесплатна.У автомобильной резины есть и иные качества, помимо стоимости. Создать покрышку, у которой все перечисленные свойства оптимальны, можно, однако стоимость ее (в рублях) будет выражаться пятизначным числом. Так что перед тем как идти в магазин, попробуйте ответить на вопрос: что для вас важнее: устойчивость на дороге, управляемость, комфортность езды, торможение и сцепные качества на мокрой дороге, сопротивление качению, ожидаемый пробег и вес «резины»?Еще несколько лет назад покрышки делились по «погодному назначению», каковое наносилось на боковины в виде символов или аббревиатур. Однако любой специалист вам скажет, что «всесезонной» резины не бывает, поэтому выбирать можно только из зимней, летней или вседорожной. Учтите: летнюю резину можно использовать только тогда, когда среднесуточная температура превышает плюс 7 градусов. А иначе ее сцепные свойства будут бесполезны на слишком холодном асфальте.Летние покрышки, кто бы их не производил, очень похожи. Их основное отличие – глубокие и широкие продольные канавки – они отводят воду из «пятна контакта» покрышки с асфальтом. Поперечные канавки более узкие и направлены наискось. Рисунок протектора – ровный и широкий, на нем практически нет микрорисунка (ламелей). Ещеодна особенность: протектор плавно как бы перетекает на боковину покрышки, в то время как на зимней или «грязевой резине» он имеет четко выраженный профиль по краям.Самый простой рисунок протектора – симметричный: он одинаков что справа, что слева относительно центральной продольной канавки. Такую покрышку можно ставить на диск любой стороной – разницы нет.Второй тип покрышек – с направленным протектором: такой рисунок чаще всего напоминает «елочку». На такие покрышки, на боковую часть, наносится стрелка – направление вращения. Если установить протектор другой стороной, автомобилем будет сложно управлять. И третий тип – с ассиметричным протектором: его правая и левая стороны различаются очень заметно, и каждая выполняет свою функцию. Например, внутренняя «цепляется» за дорогу в крутом повороте, а внешняя – выводит воду из-под колеса. При этом такой рисунок протектора – «направленный», и его нужно устанавливать с учетом стороны автомобиля (право или лево) и направления вращения колеса.Кстати, у центральной продольной канавки, кроме функции водоотведения, есть и еще одно предназначение: через равные промежутки ее перегораживают невысокие, в миллиметр-полтора, бугорки. Это – индикаторы износа: как только протектор сточится настолько, что бугорок совпадет по плоскости с рисунком покрышки, ее пора выбрасывать.Важно и для каких дорог приобретается комплект покрышек.Если вы будете передвигаться по ровному асфальту, имеет смысл приобрести резину легкую, с мягкой боковиной: она обеспечит хорошую управляемость и комфорт, «гася» микроудары. Но ямы на дорожном покрытии для нее будут смертельны: сильный удар может порвать нейлоновые корды, и на боку вспухнет «грыжа» – такую «резину» можно только выбросить.Если вы часто отправляетесь на природу, лучше выбрать покрышку с жесткой боковиной.Такие покрышки заметно тяжелее и «жестче», но они гарантируют известный запас прочности. Во всяком случае, контакт с ямой в асфальте не закончится плачевно. И, наконец, если вы часто будете передвигаться по кочковатым дорогам – выберите резину «для грязи». У нее – жесткая боковина, препятствующая пробоям, более мелкий рисунок протектора, но сам протектор – более глубокий, поможет выбраться из глиняной жижи. Такая покрышка шумнее на асфальте, но незаменима на «грунтовке».При покупке покрышек на рынке и в мелких торговых точках надо держать ухо востро.Проверьте наружную и внутреннюю поверхности покрышки: на них не должно быть ни царапин, ни «заусенцев». Внешнюю поверхность протектора новой покрышки покрывают резиновые «волоски» – излишки резины, выдавленные из формы давлением при изготовлении покрышки. Эти волоски должны долго сопротивляться растяжению, не разрываясь. Если волосок быстро порвался, это говорит о том, что или покрышка – поддельная (есть и такие) или резина некачественная (например, с избытком серы). От такой покупки лучше отказаться.[b]СПРАВКА «ВМ»Машинное масло – за 4 литраЗамена масла – на станции ТОЗамена тормозных колодок – на станции ТОПромывка инжектора – на станции ТОМойка двигателя – Мойка кузова ручная – Мойка ручная с уборкой салона – Мойка автоматическая – Химчистка салона – Полировка кузова ручная – Набор чехлов на сиденья – Коврики в салон текстильные – Коврики в салон резиновые – Автошампунь – Автополироль – Салфетки для очистки лобового стекла – Салфетки для очистки пластика - Пена для очистки стекол – Пена для очистки пластика салона – Пена для очистки боковин покрышек – Губка поролоновая – Ведро (15 л.) –

amp-next-page separator