Соединить голоса и усилия
С мы познакомились на одном из торжеств «Единой России» – награждении победителей федерального конкурса «Наш город».Получить награду из рук любимой актрисы – вдвойне праздник. И Лариса Анатольевна не обиделась, когда кто-то из конкурсантов, видимо, от волнения назвал ее Татьяной – по имени ее героини телесериала «Любовь как любовь», с успехом идущего сейчас на телевидении.А всего Лариса Лужина снялась более чем в 60 фильмах. При этом она – актриса Государственного театра киноактера, четыре года посвятила педагогической деятельности в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования правительства Москвы, активно участвует в работе «Единой России», советник по культуре руководителя исполкома Московской организации партии «Единая Россия» Виктора Селиверстова.[b]Наша беседа началась с разговора о работе Ларисы Анатольевны в сериале «Любовь как любовь».– Вы сыграли много разных характеров: от простых работниц до княгинь. А чем привлекла вас роль этой героини – Татьяны?[/b]– Наверное, в первую очередь, душевной теплотой. Это то, чего всем нам сегодня очень не хватает. Своим теплом Татьяна сплачивает большую непростую семью. Она готова дарить доброту всему миру. А вообще мне просто понравился сценарий фильма – там говорится о вечных, но, к сожалению, не всегда востребованных сегодня вещах: о честном имени человека, его достоинстве. Вот эти два начала – душевная теплота и человеческое достоинство – и делают нас людьми. Поэтому я с радостью снимаюсь в семейной саге «Любовь как любовь».– Да, у нас во ВГИКе был замечательный курс Сергея Аполлинарьевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Мне повезло учиться с талантливыми, яркими людьми – Сережей Никоненко, Жанной Прохоренко, Евгением Жариковым, Николаем Губенко, Жанной Болотовой. Все они стали звездами экрана. И хотя мы нечасто виделись после окончания ВГИКа, но все эти годы поддерживали и поддерживаем дружеские отношения. И когда случилось так, что мы с Сережей Никоненко встретились на одном проекте, то оба обрадовались этому. У нас с ним даже общая гримерка, можно сказать, «семейная».– Я вас удивлю: в одной короткометражке Сережа сыграл роль… восьмилетнего ребенка моей героини.– Какая там графика… Дело-то было еще во время нашей учебы во ВГИКе, ни о каких компьютерах тогда никто и не слышал. А получилось так: с нами учился на режиссерском факультете студент из Албании, вот ему и понадобились для дипломной работы исполнители ролей матери и сына – несчастной женщины, просящей подаяние, и ее больного ребенка.Сережа был тогда худенький, маленького роста, плюс грим, плюс всякие киношные хитрости – и 20-летний Никоненко сыграл 8-летнего мальчика. Помню, по сюжету я надевала ему чулочки, натягивала на них резиночки… На просмотре весь наш курс покатывался со смеху, хотя сюжет короткометражки был трагический.Потом мы с Сережей поменялись ролями: в учебной инсценировке «Войны и мира» в институте он сыграл князя Болконского-старшего, а я – его дочь, княжну Марию. И вот теперь играем мужа с женой. Наконец-то наши киноотношения синхронизировались в смысле возраста (с улыбкой). Думаю, вы согласитесь со мной: в образ героя Сергей Никоненко привносит свое обаяние, юмор, мы импровизируем на съемочной площадке (хотя иногда нарываемся на замечания режиссера, если уж очень увлекаемся). Но самое главное – мы получаем удовольствие от совместной работы.– Вам везло с партнерами в кино: Вячеслав Тихонов, Леонид Быков, Софья Пилявская, Владимир Высоцкий. Правда ли, что знаменитую песню «Она была в Париже» Высоцкий посвятил вам? Или это красивая легенда?[/b]– Что касается песни – правда. Мы вместе снимались в фильме «Вертикаль» Станислава Говорухина. А красивой легендой было то, что нас с Володей связывали романтические отношения. Но это не так. Мы просто сдружились. Признаюсь, песня Володи меня поначалу немного обидела. Мне показалось, что она – о легкомысленной, ветреной девушке. Но потом я поняла: это – тонкая, интеллигентная ирония. Даже не ирония, а скорее спрятанная улыбка… И перестала обижаться.– Недавно я пересмотрел на DVD один из лучших фильмов 60-х годов с вашим участием – «На семи ветрах». Напомню сюжет нашим читателям: ваша героиня Света Ивашова ждет с войны любимого человека – Игоря. И у них своего рода пароль – когда тот вернется домой, то должен позвонить в дверь так: три коротких звонка и один длинный. И вот раздаются именно эти звонки, в глазах вашей героини вспыхивают надежда, радость, любовь… но в этот миг фильм заканчивается. Зритель так и не увидел возлюбленного Светы, о котором говорится на протяжении всего фильма… Если бы сегодня вам предложили сняться в продолжении фильма – согласились бы? Не разрушило бы это тайну, щемящую недоговоренность замечательной ленты Станислава Ростоцкого?[/b]– Трудно сказать… Возможно, загадочный, даже близкий к идеальному образ Игоря разрушился бы, если бы зритель увидел его, что называется, во плоти. Не знаю, не знаю, нужно ли это… А впрочем, я ведь в свое время сыграла в одной чехословацкой картине, которую можно считать своего рода сиквелом фильма «На семи ветрах». В 60-х годах в Праге, на студии «Баррандов» был снят телевизионный односерийный фильм, название которого переводится с чешского примерно так: «Останутся ли деревья зелеными?» У нас – ни на ТВ, ни в прокате – он, к сожалению, не шел. В том фильме похожая ситуация – как в «На семи ветрах». Главная героиня, медсестра (ее-то я и играла), ждала всю войну дорогого человека, музыканта военного оркестра. Но жизнь их разбросала, она думает, что он погиб. И вот через 30 лет после войны она приезжает из СССР в Чехословакию – и на пражской улице случайно встречает его. Он, оказывается, чудом остался жив! Но радость от встречи горчит: ведь прошло столько лет.За эти годы и он, и она обзавелись семьями, у каждого своя жизнь. И вот – один день, проведенный в Праге с ее готическими башенками и старинными узкими улочками, воспоминания, горькое, щемящее ощущение неслучившегося… Возможно, мою Свету Ивашову ждала именно такая участь.– В 1960–70-е годы вы много снимались за границей – в Чехословакии, Польше, ГДР. Какая из работ того времени вам особенно дорога?[/b]– На студии ДЕФА, у режиссера Иохаима Хюбнера – в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер», где я сыграла сразу две главные роли – матери и дочери.(Снимался там, кстати, и замечательный восточногерманский актер Отто Меллиес, известный у нас по роли Хельмута в «Семнадцати мгновениях весны».) Дочь-антифашистка продолжает дело матери после ее гибели. Фильм широко смотрели, насколько мне известно, не только в ГДР, но и в ФРГ – ведь телевизионный сигнал был доступен по обе стороны Берлинской стены.Во время съемок в ГДР со мной приключилась довольно рискованная история, которая едва не кончилась полицейским протоколом и международным скандалом. Не поверите, может быть, но в германской пивнушке я закатила оплеуху одному немолодому немцу.– Дело было накануне Дня Победы. Мы с коллегой по фильму, молодым немецким артистом Клаусом Бамбергом (он играл моего жениха), сидели в небольшом уютном пивном трактире. Говорили о праздниках – 8 мая в ГДР тогда праздновали День независимости. В трактире стоял один большой общий стол наподобие деревенского. С одного боку от меня сидел Клаус, а с другого – пожилой (как мне тогда казалось) немец. Поначалу даже мы с этим моим соседом обменивались дежурными любезностями (все-таки праздник и в ГДР, и у нас грядет), как вдруг он, допив очередную рюмку шнапса, громогласно заявил всем присутствующим, что, будучи солдатом вермахта, воевал под Сталинградом и, мол, косил там русских из автомата налево и направо, а если сейчас будет такой приказ – готов все это повторить с большим удовольствием. При этом полупьяный фашистский вояка привстал и стал показывать жестами, как именно он стрелял из автомата. Я вспыхнула, не сдержалась, встала из-за стола и со всего размаха, с присущим молодости максимализмом, влепила своему соседу пощечину… Все оторопели. Рука хозяина заведения тянется в телефону. Клаус в шоке. Поколебавшись несколько мгновений, мы стремительно ретировались из этого трактира, не дожидаясь полиции…К счастью, все обошлось. А ведь могли быть большие неприятности: меня, например, могли отослать в Союз, снять с роли… Ведь, при желании, могли преподнести дело так: русская актриса устроила пьяную драку в трактире. Шутка ли!Но я нисколько не жалею об этом. Понимаете, я тогда не могла поступить иначе. Ведь я – дитя войны. Мои самые первые воспоминания связаны с войной, с блокадным Ленинградом, с бомбоубежищем, с голодом, с тем, как мы с сестренкой прятались во время воздушной тревоги под кровать: надежнее прикрытия мы себе не представляли. Мой отец был моряком, штурманом дальнего плавания. Во время войны он защищал Ленинград, был ранен, отправлен на лечение домой, где и умер от ран и истощения в 29 лет. От голода погибла позже и моя сестричка. Бабушку убило осколком во время артобстрела прямо на нашем дворе. Когда открылась Дорога жизни на Ладоге, нас с мамой эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области…Так что, понимаете, тема войны для меня – личная. И я очень болезненно реагирую на все, что как-то касается этого периода истории нашей страны и моей жизни.– Тревожные отголоски той войны доносятся и по сей день. Я имею в виду события вокруг попыток снести памятник Воину-освободителю в Таллине. Что это, как не проявление реваншизма? Недавно на митинге, организованном «Единой Россией», вы выступили очень эмоционально, призвав наше правительство, здоровые силы в Эстонии воспротивиться этому вандализму. Как вы расцениваете свое выступление – как речь политика или как крик души?[/b]– Конечно, я не политик. Но я – гражданин своей страны. Я – член партии «Единая Россия», в которую вступила совершенно искренне и осознанно. В то же время я – женщина. И именно тогда, когда я выступаю как женщина, становлюсь наиболее убедительной. В свое время я держала речь на другом мероприятии «Единой России» – против войны США в Ираке. Говорила о том, что политика – политикой, нефть – нефтью, но я не могу видеть, как гибнут ни в чем не повинные иракские дети.Вернемся к Эстонии. Все, что там происходит вокруг монумента Воину-освободителю, меня очень задевает. Я с уважением отношусь к эстонскому народу, во мне самой течет четвертинка эстонской крови – от дедушки, отца мамы. Я очень люблю Таллин, прожила в нем 17 лет, там начинала как актриса – в драмкружке, первая моя эпизодическая роль в кино была как раз на «Таллинфильме». Разве я могу промолчать, когда там затевается надругательство над нашей историей, над памятью о тех, кто защитил мир от фашизма? Недавно, будучи в столице Эстонии, я пришла к этому памятнику и увидела: он в очередной раз облит красной краской.Власти в тот день не разрешили людям провести молебен по павшим воинам, не дали зажечь Вечный огонь, который был привезен из Санкт-Петербурга. Тогда пришедшие к памятнику – и русские, и эстонцы, и люди других национальностей – зажгли свечки и воткнули их прямо в землю, рядом с памятником. Был вечер, и около монумента горели сотни огоньков… Мы, как могли, выразили свой протест вандалам и почтили память павших.А на московском митинге, организованном «Единой Россией» у памятника маршалу Жукову, я говорила о том, что для меня памятник Неизвестному солдату – это прежде всего памятник моему отцу. Я ведь не знаю, где он похоронен.)Незваные гости ()Человек не сдается ()Приключения Кроша ()Человек идет за солнцем ()На семи ветрах ()Тишина ()Штрафной удар ()Большая руда ()Доктор Шлюттер ()Вертикаль ()Нет и да ()Любовь Серафима Фролова ()Главный свидетель ()Золото ()Путина ()Гонщики ()Жизнь на грешной земле ()Исполнение желаний ()Кыш и Двапортфеля ()Небо со мной ()Совесть ()Роса ()Ярослав Домбровский ()Жить по-своему ()Так начиналась легенда ()72 градуса ниже нуля ()Долг ()Четвертая высота ()Самый красивый конь ()Встреча в конце зимы ()Расмус-бродяга ()Встречи ()С любимыми не расставайтесь ()Сыщик ()Год активного солнца ()Срок давности ()Хроника одного лета ()Внимание! Всем постам... ()Железное поле ()Тайны мадам Вонг ()Непредвиденные визиты ()Трактористы II ()Виновата ли я... ()Цена сокровищ ()Петербургские тайны ()Тихий ангел пролетел... ()Курортный роман. Перекресток судьбы ()Светские хроники ()О любви в любую погоду ()Амапола ()Казус Кукоцкого ()Юнкера ()Любовь как любовь (