Требуется чистая душа
[b]Вот и Пасха скоро – Светлое Христово Воскресение. Все мы вроде не праведники, а на сердце все же… хорошо.Как и многие сверстники, крещен я был лишь в конце 80-х. Страна захлебывалась перестроечной эйфорией, и в трамвае, курсировавшем мимо моего дома и храма Петра и Павла, что в Лефортове, проезжали мы исключительно с прижатыми к уху портативными радиоприемниками, наивно вслушиваясь, как в откровения святых, в репортажи о парламентских бучах. И они заглушали собой колокольный звон к службе.Но именно тогда я и пришел в храм напротив своего дома. И бабушка в церковной лавке удивленно посмотрела на меня, с трудом от волнения подбирающего слова: «Что, простите, требуется… для совершения обряда крещения?» Я и сам-то не очень понимал, про что жду ответ. Про привычно советские справки/характеристики? Про рекомендательные (но чьи?) письма? А услышал улыбчивое: «Чистая душа».Став православным, я выбрал своим именно этот путь к Богу. Выбрал в годы вполне зрелые – осознавая, что делаю и почему. Но сейчас – о другом.Мне вот что интересно: почему все-таки в годы моего детства, в совсем не православном и уж точно лишь частично (меньше чем на половину) христианском Баку, в семье, соединившей четыре национальности, мы, существуя в абсолютно внецерковной среде, каждый год, с неизменной радостью и безыскусным воодушевлением праздновали Пасху? Может быть, все дело в связке язык-культура-традиция (дома-то разговаривали только по-русски)? Впрочем, осознай даже я себя в те годы православным христианином, все равно ни о каком крещении и речи не могло быть. И дело даже не в том, что сам я был нормальным советским октябренком, кондиционным пионером. Из комсомола, правда, исключали, но – сам дурак: по глупости, не «за идею».Все мои представления о мире духа складывались в то время из газетных статей про космос, школьных/университетских курсов «научного атеизма» да очаровательно глуповатых карикатур Жана Эффеля, очень популярных в СССР. Нет, еще были безумно смешные вариации на ту же тему – спектакль БДТ «Божественная комедия».Но креститься мне тогда все равно было бы нереально. Отец – профсоюзный работник, мама – учительница. Им бы точно не поздоровилось.А Пасху мы праздновали вполне открыто. Прабабушка (зря что ли была дочкой казачьего попа-расстриги) пекла дурманящие куличи, красила яйца луковой шелухой и специальными красками в тетрадных бумажках, приносимыми втихую какой-то соседкой. Мы шли в гости, трижды христосовались в щечку – и говорили с чувством: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» И я весело уплетал пасхальные вкусности.Впрочем, с неменьшим удовольствием в другое время года – иудейскую мацу (что бы там про нее ни говорили, а ведь вкусно!), мусульманские шакяр-бура.Кто-то более мудрый, возможно, упрекнет меня в ереси. Но скажу: я действительно не знаю, что лучше – принимать веру неразумным младенцем или человеком взрослым, хоть отчасти осознавшим себя. Но, уж коли принято у нас крестить малюток, значит, это правильно. Я вот и дочку свою в младенчестве крестить носил. И сам крестным для трех деток являюсь (двое из них давно уж выросли). Нет, наверное, им все-таки легче: им не надо проходить тот путь сомнений, заблуждений, пустомыслия. Ну и пусть попадут они в ту или иную конфессию, веру не по своей воле, а исключительно по родительской. Так ведь и переменить это можно: все в руках Божьих, но что-то – и в человечьих. По крайней мере почитать им при желании есть что – книги духовные общедоступны. Христианские, иудейские, мусульманские, буддистские – какие угодно. И храмы открыты. И даже Интернет – прибежище вольного подростково-молодежного отрыва – полон духовной информации.Есть она здесь и о Пасхе, которая скоро – в ближайшее воскресенье. Самое умилительно-нежное впечатление – от сайта «Ангелы поют на небесах» (). Он о Пасхе, но именно для детей. Есть тут канонические евангелистские тексты – и их простое, доступное ребенку изложение.Есть и просветительские рассказы о том, что такое христосование, почему мы красим яйца, какие бывают пасхальные игры. Но самое чудесное на – детские пасхальные рисунки. Была бы возможность – всю бы газетную страницу отдал под эту красоту.Но… публикую одну картинку. Она называется «Предпраздничные мышиные хлопоты», и нарисовала ее 10-летняя Валерия Батман.Адрес ориентирован уже на взрослых. Думаю, даже люди воцерковленные найдут для себя на его страницах немало полезной информации: обзоры пасхальных правил и обычаев, тексты праздничных песнопений. И очень конкретные рекомендации: как поминать усопших в пасхальные дни, что приготовить к празднику? А если откроете пасхальные тексты известных, уважаемых служителей церкви – протоиерея Всеволода Чаплина, иеромонаха Сергия Рыбко, диакона Андрея Кураева, оторваться не сможете!И тут я опять рискую быть уличенным в грехе – на сей раз грехе экуменизма. Но тем не менее скажу: Пасху празднуют не только православные христиане.В то же или другое время и, возможно, с несколько иным содержанием, но с такой же, смею утверждать, устремленностью к Всевышнему. О Пасхе у католиков – на .Свою Пасху (Песах – ).Не могу опять-таки умолчать и о людях, побиваемых обычно каменьями, – о собственно экуменистах, ратующих за сотрудничество всех верований и конфессий ().У каждого, впрочем, свой путь. Была бы цель благая… Ну а тому, кто ощущает себя православным христианином, следует быть особо внимательным к своей душе в оставшиеся до Светлого Воскресенья дни.Душа – наш орган любви. Содержите его в чистоте и когда вы бродите по отнюдь не райским кущам виртуальной сети.– он содержит все требования Великого поста, в том числе и календарные: когда и что можно, а что возбраняется есть. Рассказывается здесь и о пасхальных правилах, об истории этого христианского праздника.Православный церковный календарь - 2007 () – это не только подробный справочник событий года, рассказывающий в том числе и о предстоящей Пасхе, но еще и список храмов, монастырей, в первую очередь московских.