Атитюд на затылке
«Лебединое озеро» из Шанхая – это балет, осознавший свои пределы и взбунтовавшийся против них. Атитюд, который балерина делает, стоя на предплечье партнера, а потом и вовсе на его затылке; различные па на пуантах, под которыми только канат; стойка на руках, в то время как ноги в точности повторяют пластику «лебединых» рук – это и многое другое не делали нигде и никогда, ни в балете и ни в цирке. «Высокое» искусство балета и площадное искусство цирка точно побратались и подарили друг другу изысканность пластики и привкус смертельного риска. «Это очень просто, – говорил Нижинский о своем знаменитом прыжке. – Надо просто подпрыгнуть и зависнуть в воздухе». Шанхайские танцовщики идут дальше – подпрыгивают и улетают.«Лебединое озеро» из Шанхая – это антология цирковой акробатики. Эквилибр, каучук, воздушные полеты (где ловиторы стоят не на специальных вышках, а вершат пирамиды из тел), батуты, акробаты, по-обезьяньи перелетающие с перша на перш, жонгляж мячиками, булавами и тарелками-бумерангами, венское колесо (32 фуэте на венском колесе, целая колесница, собранная из венских колес), сальто на канате.«Лебединое озеро» из Шанхая – это снисходительная улыбка победителей. Чего стоит хотя бы тот же танец маленьких лебедей (символ заштампованной балетной традиции): четыре кряжистых мужичка в пачках становятся «в позицию» (мотнув головами, как положено у Горского), а после, трусливо натянув пачки на голову, дезертируют со сцены уже в образе страусов. Ну а сам танец исполняют четыре гуттаперчевых эквилибриста в костюмах лягушат. Эти шутки следуют сразу за роскошным, нежным и опасным дуэтом Зигфрида и Одетты – наверное, чтобы опустить нас всех немножко на грешную землю.