Зачем москвичу яхта?

Общество

Но и там, на большой воде, тебя будут ждать хорошо знакомые нашим «водоплавающим» неурядицы: нулевая береговая инфраструктура, отсутствие цивилизованных водных «парковок» и минимум точек, где можно заправиться горючим. Почему же тогда популярность фестиваля год от года растет? Почему на этот раз к трем 48-метровым причальным линиям, построенным на москворецком берегу под Нескучным садом, смогли пришвартовать свои суда далеко не все желающие?Тому есть несколько причин. Во-первых, фестиваль – уникальный спортивный праздник, объединяющий парусную регату и гонки катеров «Кремлевская миля» на одном водном треке в центре города. На этот раз компанию традиционным спортивным судам составил гоночный болид 1-го класса (водного аналога автомобильной «Формулы-1») команды «Victory Team», представляющей Объединенные Арабские Эмираты. Столь быстрого гоночного катера (нижняя граница суммарной мощности двигателей для этого класса – 1800 лошадиных сил, что позволяет мчаться по акватории со скоростью 170 км/ч) в России до сих пор еще не видели.Но даже если вы безразличны к спорту, прогуляться по Пушкинской и Фрунзенской набережным занятно было как минимум из эстетических соображений. Сотня белоснежных разнокалиберных лодок, яхт, катеров, качающихся на ленивых речных волнах под ласковым июньским солнцем, – что может быть красивее? А где красивый фон – там всегда красивые люди. Московский фестиваль яхт стал по-настоящему статусным событием: по традиции его лично приветствует мэр Москвы Юрий Лужков, а на сопутствующих вечеринках ВИПов разного масштаба, фасона, пола и возраста – пруд пруди.Но главное – фестиваль превратился в настоящую демонстрацию достижений яхтенной отрасли. Палитра предлагаемых к продаже судов ошеломляет. Так, рядом с 34-футовым океанским «Меридианом» американского производства (относящимся, как скромно признается девушка-менеджер, к самому маленькому модельному ряду люкс-яхт) на восемь персон стоимостью 359 тыс. евро вы можете увидеть открытый 5-метровый катер «DRAGO» за 12,5 тыс. евро, способный взять на борт пятерых пассажиров. Впрочем, быть может, вы думаете, что подобные покупки остаются уделом толстосумов? Если так, то вы сильно заблуждаетесь: в 20 московских дилерских центрах и бог весть в скольких интернет-магазинах только в мае продано в совокупности больше тысячи судов. Примерно столько же покупок было зарегистрировано за все прошлогоднее лето, а ведь тот сезон продавцы не сговариваясь назвали переломным! Выходит, ежедневно в нашем городе раскупается несколько десятков яхт и катеров. Конечно, далеко не все они относятся к океанскому классу: люксовые модели составляют не более четверти от общего объема продаж.Не стоит забывать и о том, что в Россию обильно хлынул секонд-хэнд, а бывшую в употреблении яхту, как и автомобиль-иномарку сносного качества, можно купить примерно вдвое дешевле по сравнению с новой. Если речь идет о яхтах «выходного дня» (без возможности длительных путешествий), в долларах их цена составляет не выше 30 000. Наверное, излишне напоминать, что от автомобилей примерно такой же стоимости на наших дорогах яблоку негде упасть! Разумеется, говорить о том, что собственная яхта стала обыденным делом в жизни средней московской семьи, пока рановато.По словам , яхты по-прежнему за редчайшим исключением скупают те 2% россиян, что составляют слой настоящих богачей. В относительном измерении вроде бы кот наплакал, но в абсолютных цифрах применительно к Москве 2% – это 200 тысяч человек, то есть население крупного европейского города! Коттедж у каждого обитателя этого «города» есть, квартира новая – тоже, машина – само собой. И тут на сцену выходит чрезвычайно развитый у подобной публики синдром «модного» подражательства: мол, у Абрамовича яхта есть, а чем я хуже?Но, как и в остальных сферах массового потребления, российская действительность вносит в эти жизненные планы «серьезных людей» серьезные коррективы. На водоемах центральной России, в отличие от Западной Европы или от крупных портовых городов юга, пока нет по-настоящему приспособленных для современных яхт причальных лагун со всеми объектами жизнеобеспечения пристанью, закусочной, супермаркетом, заправочной станцией и ремонтной мастерской). Именно поэтому наши земляки предпочитают не отдаляться от родного берега, ограничиваясь походом на Пироговское или Пестовское водохранилище.– Мы, европейцы, используем судно в основном для продолжительных прогулок по воде, – удивляется член старейшего подмосковного яхт-клуба «Спартак» немец, давно живущий в Москве. – У русских же прогулка – не главное. Они сразу причаливают к берегу, достают мангал, «гудят», как вы это называете, под пиво-водку, а потом сразу возвращаются в порт.Выходит, нашим людям важна не яхта сама по себе, а возможность обладания своеобразной мобильной дачей, способной передвигаться по воде.Такой уникальный спрос породил совершенно фантастическое предложение, на полном серьезе выставленное – пока, правда, в виде макета – на Московском яхт-фестивале. По заказу столичного предприятия «Берега Москвы» архитектурная фирма «Фасон-дизайн» разработала проект двухэтажного коттеджа на воде – с кухней, гостиной, двумя спальнями, ванной и даже собственной бойлерной! По желанию покупателя это чудо можно оснастить моторами или же цеплять к буксиру, а на рейде оно удерживается гасящими ветер и волны якорями. За весь объект, собранный «под ключ», фирма просит миллион долларов.Правда, покупатели пока не нашлись – возможно, из-за того, что заказчикам проблематично объяснить, что же все-таки они приобретут: судно или недвижимость. Впрочем, как сказал нам руководитель архитектурного отдела «Берегов Москвы» , вопрос с сертификацией коттеджа как раз сейчас решается.Однако опыт показывает, что охотникам до плавающей дачи совсем не обязательно платить такие деньги. Удалившись от макета коттеджа на двадцать метров, можно было взойти на борт оригинального катамарана, так и названного хозяином – «Плавдача». Соответствующий проект автор этих строк видел пару лет назад на яхтенном салоне в Москве, и тогда потенциальным заказчикам предлагали построить его за 250 тыс.долларов. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что в итоге на первую в истории плавдачу угрохали вдвое больше денег. Но это еще не самое интересное: выяснилось, что на сторону судно продать не удалось, и оно досталось одному из создателей.– А я сейчас и не хочу его продавать: такая корова нужна самому! – потирает руки , позиционирующий себя как «самый удачный врач-стоматолог из судовладельцев и самый умелый судоводитель из дантистов». – Незаменимая штука для охоты, рыбалки, походов по грибы, просто для отдыха. Фактически это плавучий дом, я теперь и поселиться в нем хочу. Получилось так: друзья, зная о моем хобби – разработке интерьеров, попросили помочь с дизайн-проектом. Я так втянулся в это дело, что однажды понял: эта «дача» – моя. Наверное, судьба.С разрешения владельца мы прошлись по судну. Тут есть все, что нужно для постоянного проживания: рубка, кают-компания, туалет с душем, кладовка, отдельная душевая и четыре каюты разного класса (для наемного шкипера, для хозяев, гостевая и «люкс» – с кроватями на электроприводах). Наверху – живописнейшая открытая палуба. Плывет это сооружение под действием двух 165сильных моторов, а благодаря всего лишь полуметровой осадке может проходить по любой несудоходной реке и приставать носом даже к самой неудобной отмели.Наконец, яхтенный фестиваль – настоящее средоточие романтиков, пусть и небедных в финансовом отношении. Ибо что может быть романтичнее свежего ветра и хлестких брызг в лицо? Один из таких чудаковатых товарищей, влюбленных в реку и море – московский кинопродюсер, – выставил на фестивале совсем уж невероятную реликвию: личный катер Германа Геринга. Пока это сокровище красуется на суше, но только потому, что последние болты, как признался Леонид Викторович, затянуть успели буквально накануне.История и в самом деле потрясающая. В декабре 2005 года останки катера – мятый дюралевый корпус, под которым угадывалось сгнившее красное дерево – были фактически вытащены из-под ножа бульдозера в яхт-клубе на окраине Петербурга. Как рассказал прежний владелец – сын знаменитого советского физика-ядерщика академика Абрама Иоффе – катер этот его отцу в 1945 году подарил лично Сталин. Быков выкупил корпус за 5 тысяч долларов, а потом ему случайно на глаза попалась фотография, где глава люфтваффе рейхсмаршал Герман Геринг рассекает воды на катере, точь-вточь похожем на этот.– Мы выяснили, что на снимке изображен катер крейсера «Эмден II», потопленного британским бомбардировщиком в Кенигсберге 10 апреля 1945 года, – говорит Быков. – Этот катер командир крейсера адмирал фон Зенкер использовал в качестве транспортного судна, а также для приема военно-морских парадов. Во время Второй мировой войны он, судя по документам, базировался в реабилитационном центре летчиков люфтваффе там же, в Кенигсберге. На нем любил кататься приезжавший сюда Геринг. А в 1945-м, скорее всего, советские войска в качестве трофея доставили его в Москву. Впрочем, я не настаиваю на стопроцентной достоверности этой гипотезы. Моей задачей было восстановить с максимальной исторической правдоподобностью внешний вид и интерьеры крейсерского катера «Эмден II». А то, что его очертания совпадают с нашей находкой, очевидно.Спорить глупо: качество реконструкции поражает. Реставраторы не поскупились ни на клепаную крупповскую сталь, ни на подлинное красное дерево – африканский махагон, ни на тщательно выверенную по историческим справочникам ручную резьбу. Плюс ко всему это не только произведение искусства, но и по-настоящему роскошная игрушка: все металлические детали отделки покрыты позолотой 985-й пробы, как было при адмирале фон Зенкере. Только вместо юнкерсовского движка стоит современный аналог, да зенитный пулемет MG-3 заменили на макет чуть более позднего «Максима».Спустить на воду свой раритет Быков собирается не сегодня-завтра. Надеемся, дачники нового поколения, «прогудевшие» весь уик-энд на волнах, не станут шарахаться в сторону, завидев в вечернем сумраке на воде силуэт нацистского катера с грозно вздернувшим ствол пулеметом на носу.

amp-next-page separator