Будни в праздничной стране
Все они происходят из одного частного собрания – Прельц Ольтрамонти. Кроме фотографии, ее владелец коллекционирует живопись и современное искусство. У него острый глаз – во всяком случае, практически все снимки для своей великолепной коллекции, по словам Ольги Свибловой, он приобрел за приемлемые деньги, а значит сумел определить их ценность раньше других.В нашей стране до сего времени об итальянской фотографии было известно не так уж много. Но, к слову, даже куратор выставки Елена Джеуна полгода работала над документацией, восполняя белые пятна в биографических сведениях о некоторых мастерах.Выставка возвращает нас в прошлое, в период черно-белой фотографии. Сейчас немного странно видеть многоцветную страну в таком варианте. Но одновременно и привлекательно: сразу вспоминаешь о фильмах великих итальянских режиссеров.Кроме красок, на снимках нет ни привычных нам знаменитых итальянских архитектурных шедевров, ни античности, ни веселых праздничных шествий. На этой выставке главный герой – страна не туристическая, а живущая внутри себя своей жизнью. В Венеции не танцуют на карнавале, а убирают снег – на фото Уго Муласа. Ночь проходит в ожидании последнего трамвая, уже кажущегося призраком (работа Марио де Биази). На улице опять траффик, и в его изображении у Джорджо Авигдора прямо-таки проступает усталость суматошного дня.Есть здесь много сюжетов и об Италии социальной – напоминание о периоде неореализма, чья пора цветения наступила после Второй мировой войны. Руки, выразительно сложенные на животе, кажутся символом забастовки (Авигдор). А в работе Пьерджорджо Бранци, известного своими документальными снимками бедняков, усилия мороженщика, тянущего свою, по-видимому, тяжелую тачку, создает резкий контраст с негой почти что безлюдного пляжа.Гнетущее, но глубокое впечатление благодаря необычным ракурсам производят несколько фотографий из серии «Смерть придет, и она будет иметь твои глаза». Марио Джакомелли снимал ее в приюте для стариков.Есть здесь и его работы из серии, принесшей ему широкое признание в конце 60-х, – «У меня нет рук, что ласкали бы мое лицо». Эти снимки, с документальной точностью запечатлевшие играющих семинаристов в развевающихся сутанах, потрясли мир – настолько интересной оказалась тема.Кстати, Ольга Свиблова обещает весной устроить большую выставку этого знаменитого фотографа.Из всех 13 авторов в Манеже Миммо Йодиче, пожалуй, известен в России лучше всего. Но сейчас нам показывают работы, никогда ранее в нашей стране не выставлявшиеся. Среди них, в частности, изображения жены Йодиче Анджелы, а также его автопортрет. Автопортретов на выставке вообще немало.Особенно поражает то, как себя изобразил Марио Габинио – автор, работами которого открывается выставка. На фотографии – несколько его отражений, которые, кажется, тают на наших глазах. Эту работу он сделал в 1937 году – за год до смерти. Габинио творил в годы фашистского режима, но его творчество было глубоко интимно – ничего общего со слащавыми пропагандистскими снимками того времени. Впрочем, их на выставке и не показывают.