Усадьба порозовела
Вообще чем-чем, а обустройством дворов и парков столичные власти в последние годы занимаются серьезно. И центр, и периферия пестрят множеством цветочных клумб, а также затейливых и не очень парковых скульптур.Но возможности ландшафтного дизайна в мире и стране растут не по дням, а по часам. И вот уже меценатам и частным организациям хочется замутить в городе чтонибудь эдакое. Например, покрасить стволы яблонь в розовый цвет, развесить на ветках деревьев бусы, а на фонарях – разноцветный тюль. Этим и занимаются дизайнеры в бывшей усадьбе графа Остермана, в которой теперь располагается музей.Вообще-то место для выставки ландшафтного дизайна, на первый взгляд, не совсем подходящее. Площадь у парка (который так и хочется назвать просто двориком) не слишком большая. Да и пыль от Садового кольца летит такая, что вид у тюлевых занавесочек, которые появляются здесь из года в год, в конце недели не блестящий.Но миловидная директор Недели садов Анна Кочергина объясняет, что со здешним Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства у них давняя дружба. Да и его расположение – самый центр города – привлекает сюда посетителей.Конечно, что правда, то правда, не очень большая площадь не способствует увеличению числа участников Недели садов. Так что оно здесь практически неизменно – ежегодно это 14–15 отобранных по конкурсу дизайнерских фирм. Каждый год их работы на Неделе садов подчинены определенной теме.Сейчас ее название звучит как «Розовый сад». Впрочем, восприняли ее здешние мастера неоднозначно: одни сразу подумали о цветке, другие – о цвете. В результате парк украсило множество сортов роз. Самые необычные и новые для Москвы, по словам Анны Кочергиной, из них штабельные. Эти цветы вырастают кустом на одном длиннющем стебле и могут достигать до 2 метров в высоту.Другая новинка для столицы – оригинальный метод вертикального озеленения, представленный Петром Жесткоффом. Этот дизайнер французского происхождения (но с русскими корнями) хотя и живет за рубежом, нашу страну навещает часто. Он участвовал в реставрационных проектах Таврического сада в Санкт-Петербурге и парков Кусково и Воронцово в Москве. А ноу-хау, которое он демонстрирует на Неделе садов, состоит в следующем. Жесткий высокий каркас заполняется специальным мхом, в который вживляются разные растения. Получаются привлекательные зеленые стенки, которые можно использовать при сооружении живых арок, лабиринтов и беседок. Сейчас, по словам Жесткоффа, он распространяет их во Франции, Англии, на Ибице и в России.Вообще, дизайнеры на нынешней Неделе садов постарались на славу, и в музейном парке есть на что посмотреть. Здесь и море разнообразных красивых цветов и овощей, и занятные искусственные прудики, беседки, качели, и даже домик на древесных ветвях. Хотя общую картину несколько портит разностилье, которое было бы незаметно, если бы дизайнерам предоставили больше места, и каждый стенд расположился бы хоть на каком-то отдалении от другого. А так идешь и видишь: справа изящные витражи, а слева – чучело огородное, правда, в красивом платьице.Ах, да, чуть не забыла. В этом году организаторы объявили, что несколько ландшафтных фирм посвящают свои сады знаменитым женщинам: Ингеборге Дапкунайте, Маше Цигаль, Нелли Уваровой, Айдан Салаховой, Виктории Толстогановой, Екатерине Андреевой, Татьяне Арно, приме-балерине Большого театра Марии Александровой. Резонно было бы думать, что их индивидуальности как-то отразятся в ландшафтных проектах.Но, увы, невооруженным взглядом ничего такого заметно не было. Сами музы на церемонию открытия, куда позвали прессу, не явились (по слухам, для них устроили отдельную вечеринку). В итоге журналистам достались только каталоги с довольно бессодержательными высказываниями героинь на тему сада вообще. Что наводит на мысль, что посвящения эти были сделаны в последнюю минуту как дополнительная приманка для прессы.А жаль. Задумка хорошая, и обыграть ее можно было бы очень интересно. Может, дождемся этого в следующем году?