Гарри, Гарри, моя звезда…
Для того чтобы новый «Гарри Поттер» вас всерьез зацепил, надо принять условия «игры в Поттера». Правило первое. Знать наизусть все предыдущие книгифильмы. Правило второе. Не критиковать. Правило третье. Не задавать лишних (и любых других) вопросов.Короче говоря, надо стать патриотом страны Поттерленд. Тогда вам светит здесь вид на жительство и, возможно, гражданство.Другое дело, захотите ли вы остаться в этом выморочном темном мире, где герои решают проблемы с помощью полетов на метле, не умеют войти в метро, а защищаются от нечисти абракадаброй заклинаний. Но это уже дело вкуса.На пятый год обучения юный волшебник превратился в застенчивого юношу, регулярно вздыхающего и время от времени крутящего волшебной палочкой в направлении мирового зла. Дэниэл Рэдклифф повзрослел, подурнел и играет уже с большим зазором между собой и героем. Сюжет, как и раньше, не отличается большой фантазией – при обилии «полетов во сне и наяву».В двух словах – это возвращение главного злодея Волана-деМорта (так и тянет сказать – Воланда!), интриги главы Министерства чудес, суровые школьные будни и героический отпор Поттера и его команды мировому злу (для начала – профессору Амбридж, дальше – всем остальным в порядке очередности).Некоторый «оживляж» в сюжет вносит то обстоятельство, что для Гарри пришла пора первой любви. И место его суженой заняла, увы, не верная Гермиона, а раскосая красавица Чжоу Чанг, которую играет Кэти Лэнг. Конечно, первый поцелуй Гарри Поттера – аттракцион, вызывающий шквал аплодисментов в любой аудитории. Но в принципе герой-то не изменился.Потрясающий инфантилизм Гарри создатели картины – режиссер Дейвид Ятис и продюсеры Дейвид Хейман и Дейвид Барон – постарались компенсировать, нашпиговав фильм сценами всевозможных схваток героя с силами зла, которые то принимают вид ночных кошмаров, то гадких тварей дементоров (кстати, кто знает, что или кто это?), то безносого монстра… Гарри старается им противостоять, с ужасом обнаруживая в себе самом тень мирового зла. Эта рефлексия героя авторам видится как Монблан психологизма. Но и правды жизни не хватает.Ботаник Гарри – в своих очках-велосипедах, мягкий и интеллигентный, вроде бы должен много читать. Фиг вам. Ни разу он не появится в кадре с книжкой – лишь с волшебной палочкой. Как, впрочем, и его настырные друзья из Отряда Дамблдора, которых Гарри готовит к решающей схватке с темными силами.Но беда не в этих штампах, которыми нашпигована история Ролинг (что не мешает чуду миллионных тиражей книг о Поттере во всем мире). В другом. В скудости и вялости мысли при стремительном реактивном действии… В той скуке, которая возникает от того, что характеры известны, их действия предсказуемы… В той тоске, которая сочится при просмотре явного бизнес-проекта, пусть и бьющего все кассовые рекорды мира… Впрочем, имеются тут и актерские достижения. Среди взрослых героев. Имельда Стонтон просто купается в своей героине – укутанной с головы до ног в розовый цвет лицемерной профессорше Долорес Амбридж. Хорош Гари Олдман, играющий благородного Сириуса Блэка. Выразительна Хелена Бонэм Картер, сыгравшая злодейку Беллатрису Лейстрейдж, отсидевшую в тюрьме 14 лет ради своего кумира Волана-де-Морта… Но два с лишним часа тягостного ожидания финальной космической битвы между Дамблдором и Волан-де-Мортом в традициях Дэвида Копперфильда – слишком большая плата за любопытство. Даже при том, что битва эта снята с учетом последних компьютерных наворотов вроде «живых» вихрей… Даже при всей симпатии к герою, действующему вне понятий Бога и Дьявола, преданного друзьям, верного своему дару любви.И хотя его героическое сопротивление злу вызывает уважение – так и подмывает подсказать малышу, изнемогающему в схватках с нечистью: а перекреститься не пробовал?