Музей творчества аутсайдеров

Общество

Бродяги, бомжи, маргиналы – как только не обзывают бездомных людей. И это еще мягко говоря! А, собственно, за что? За то, что у них нет крыши над головой? За то, что портят городские пейзажи? За то, что побираются? Что отравляют воздух вокруг себя – ну-ка, постойте рядом с таким в подземном переходе, где он трясущейся рукой сшибает и клянчит себе на пропой… Все так, все – правда. Но все-таки. Прежде чем осуждать, поставьте себя на их место. Мысленно, конечно. Не хочется? Слишком противно? С вами такого не может случиться, просто потому что не может быть никогда?! Эх, кабы знать, где упадешь – соломки бы постелили. От тюрьмы, от сумы – не зарекайся, так у нас в России говорят. Справка ВМ:По данным анкетирования, которое проводил Департамент социальной защиты населения города Москвы: - 17% бездомных – женщины; - 26% – из стран СНГ; - 31% – бывшие заключенные; - 76% – не имеют документов; - 20% – имеют паспорт РФ; - 3% – имеют паспорт СССР; - 1% – имеют паспорт другого государства; - 84% – имеют среднее и среднее специальное образование; - средний возраст бездомных – от 30 до 40 лет; - у 70% бездомных есть близкие родственники. Там, где нас нет Мы брезгуем, зажимаем нос, мы проходим мимо. Мы не хотим знать, почему они такие и какие они вообще, а они ведь очень разные, эти самые бомжи! Целая классификация существует – но о ней можно полновесную диссертацию писать, в двух словах не скажешь; а пока примите к сведению только одно: много среди бомжей и таких, кто не вовсе потерял облик человеческий. И еще имейте в виду, что есть в Москве, на Измайловском бульваре, Музей творчества аутсайдеров. В наше время слово «аутсайдер» – очень модное, но используют его в основном в спортивной среде. Для справки: аутсайдер – это «кто-либо, не входящий или не допущенный в определенную общность, уклад или группу...» Так вот. Недавно здесь, в музее, открылась выставка живописи и графики бездомных людей. Называется – «Художник без причины». Ее участники не пытаются стать новыми звездами на небосклоне мирового искусства, и лавры Малевича и Шагала им не нужны. Они просто рисуют. Их никто и никогда этому не учил, но так получилось, что для иных кисть и карандаш стали последней соломинкой, за которую держишься в отчаянных обстоятельствах жизни… Музей располагается в обычном жилом доме, несколько комнат на первом этаже. Черные стены, деревянные полы. В коридоре, при входе в первый зал, висит табличка со словами французского художника Жана Дюбюффе: «Настоящее искусство всегда находится там, где его совсем не ждешь. Там, где никто о нем не думает и даже имени его не произносит…» Я смотрю на картины – я честно пытаюсь их понять. Смешные зеленые лягушата, странный человек с ружьем, какие-то абстрактные пятна, неведомые животные... Наверное, это их ответ окружающему миру? Или таким они его видят? Вот что сказал, открывая выставку, руководитель отдела социальной помощи бездомным Департамента социальной защиты населения города Москвы Андрей Пентюхов: – В России проблемой бездомных людей занимаются с 1992 года. Так уж сложилось, что в обществе крайне негативное отношение к людям без определенного места жительства – аббревиатуру даже произносить не хочу, по моему мнению, она унижает человеческое достоинство. Но вот сейчас мы видим результат многолетнего плодотворного сотрудничества государственных и общественных учреждений… Руководитель программы помощи бездомным благотворительного фонда «Каритас» имени доктора Гааза Марина Перминова: – Мы не «над» бездомными, мы – «вместе» с ними. Я считаю, что открытие этой выставки – большой шаг в работе с бездомными людьми. Люди стали их понимать, это уже много... Директор Музея творчества аутсайдеров Владимир Абакумов: – Еще в 1990 году у нас был проект «Выставка творчества душевнобольных». А потом из этой выставки выросла огромная коллекция, многие из ее авторов обрели мировую известность... А начиналось все точно так же! Небольшое собрание творчества «аутсайдеров», открытие выставки... …Ходил по залам музея, пытаясь понять их – картины и людей. Понял, мне кажется, главное: эти люди не отчаялись. Они – живут. Они знают: здесь никто не будет тыкать в них пальцами, глумливо зажимая нос. Они здесь в безопасности, они – среди равных. И еще: им всем действительно очень нужна была эта выставка! Кисти, краски, холсты помогают им уйти от суровых реалий жизни в мир искусства, в другой мир. В общем, как у Достоевского: ведь нужно же, чтобы было человеку куда пойти! …Но куда-то ведь надо и возвращаться? Неужели на улицу? Моя гостиница – моя крепость Нет, потому что это совсем другие бомжи – не те, которых мы видим на улицах, на вокзалах, у пивных ларьков. Еще одна хрестоматийная фраза Федора Михайловича о том, что мир спасет красота, – она как нельзя «в тему» и кстати: ЭТИХ бездомных спасла и спасает до сих пор – от вокзалов, пивных ларьков, держит на плаву именно что красота. Или, иначе говоря, творчество. И возвращаются они в социальную гостиницу «Марфино», что на севере Москвы. Там живут. Больше им негде. Что же это за гостиница такая, после пребывания в которой бездомные люди начинают творить? Что в ней особенного? Гостиничный переулок, дом 8А. Двухэтажное здание, обнесенное бетонным забором. Рядом с калиткой табличка: «Осторожно! Территория охраняется служебными собаками!» По всему видно, что люди, приютившие здесь бездомных, пытаются защитить их, обеспечить их безопасность. На улице ведь бездомные – беззащитны, они остались без своей крепости, если верить старой поговорке. Здесь же – их общая крепость. Здесь, в «Марфино», мы разговорились с руководителем программы «Помощь бездомным» благотворительной организации «Каритас» («Милосердие») Мариной Перминовой… – Социальная гостиница «Марфино» – это государственное учреждение, в этом году отметила 10-летний юбилей, – говорит Марина Феликсовна. – Нас поддерживает префектура Северо-Восточного административного округа, отдел по работе с бездомными Департамента социальной защиты города Москвы. Вы знаете, что в Советском Союзе действовал закон против «бродяжничества и тунеядства». После развала СССР, когда этот закон был отменен, бездомность проявилась во всей полноте, практически никто не знал, как решить эту проблему. Тогда мы и начали нашу программу «Помощь бездомным». Все помнят начало 90-х годов – повальное закрытие заводов, общежитий, развал привычных устоев жизни – рушилось все. Люди в считанные дни теряли и работу, и крышу над головой – и ничего доказать нельзя, потому что было огромное множество квартирных манипуляций, по сути – махинаций, а по форме – законных сделок... Первые бездомные люди в криминальные 90-е – это как раз жертвы таких «законных сделок». Начали мы с малого – кормили, одевали, вели социальный прием, потом вышли на улицу – появился проект «Уличный автобус». Раз в неделю волонтеры выезжали к Трем вокзалам, раздавали чай с бутербродами; идея была не просто накормить бездомных, а подарить им немного радости. Помимо бутербродов, везли что-нибудь вкусненькое: апельсины, бананы. Дарили теплые вещи... У бездомных людей огромная проблема в общении. Человек, попав в какую-то беду или оказавшись в какой-либо ситуации, из которой не может выбраться, немедленно замыкается в себе. Эту проблему тоже надо было решать, и вот мы организовали «группы поддержки», которые вела вместе с психологом Марией Леонидовной Хохловой. …Так, постепенно, шаг за шагом, они искали методы работы с людьми, которые по той или иной причине оказались, как принято говорить, «социальными аутсайдерами». Но еще не скатились на самое дно, не утратили души. Они ведь и в самом деле очень разные, люди, объединенные, как клеймом, аббревиатурой: Без Определенного Места Жительства – впору диссертацию писать, да места мало на газетной полосе… Проще всего, оказалось, накормить и обогреть этих людей – но как внушить им мысль о том, что еще не все потеряно, что жизнь не кончена? Можно накормить бездомного горячим обедом – но как помочь ему справиться с собой, как помочь ему остаться человеком? Понятно, что дом – свой собственный ДОМ – не вернуть, и вряд ли кому по силам купить; но жить можно и в социальной гостинице, и в доме ночного пребывания, которые в просторечии у нас до сих пор «ночлежками» называют. Как жить? – вот вопрос. Просто существовать на пособие, на добровольную или еще какую гуманитарную помощь, просто брать от добрых людей и от государства – или еще что-то и взамен давать? Хотя, казалось бы, что с них взять – с бездомных, обездоленных? – Наше ноу-хау основано на взаимосвязи, на принципе «даю – получаю», – продолжает свой рассказ Марина Перминова. – Мы создаем своеобразное творческое пространство, где можно рисовать, обсуждать фильмы – это киноклуб, мы и сказки пишем – все: и бездомные, и социальные работники, и добровольцы... Вы видели картины Кирилла Четыркина? Это очень творческий человек. Он не только рисует, он еще делает стенгазеты, пишет… Но он ведь не один такой. Человек начинает заниматься творчеством, когда все вокруг этому способствует. Все люди, приходящие к нам: и бездомные, и добровольцы, и психологи, и просто случайные люди, кому эта тема небезразлична, – все они общаются, обмениваются опытом… Хочу издать книгу… Ему 37 лет, высокий, крепкого телосложения. – У нас в гостинице есть курилка, а то, хотите, пойдем покурим на улицу? Мы вышли во двор, и там я услышал историю Кирилла Четыркина: – Ничего особенного в моей жизни нет. Окончил школу, пошел служить в армию. Служил в Свирской воздушно-десантной дивизии. Свирск – это между Одессой и Кишиневом. На дембель я ушел месяца на три раньше, чем должен был, – у меня умерла мама. Вернулся, похоронил маму... Пошел работать в типографию «Молодая гвардия». Жил в то время я в Мневниках... Ту квартиру я вскоре продал одному человеку и прописался у двоюродного дедушки. Когда еще дедушка был жив, я встретил одну женщину. После смерти деда я продал и его квартиру и жил в Люберцах у «тещи» – матери той женщины. Потом мы попали в аварию, и проблемы на меня посыпались одна за другой... Вот так я и оказался на улице. Но это… Плохая история. Когда-то начал писать – купил пишущую машинку, просиживал за ней долгое время... Даже название для книги придумал – «Риф звездного кита»! Жил в то время я частным извозом... Всякое бывало. Я и до сих пор хочу издать свою книгу. Но – средств нет. Марина Феликсовна, кстати, мне выставку устроить обещала – авось подзаработаю. Любопытно было бы посмотреть, какие люди будут покупать мои картины. Но это – долгий процесс... Может, получится по ипотеке жилье себе приобрести какое-никакое. А сейчас пока – тут. Владимир Ревазович Пурцеладзе – это наш директор гостиницы – очень достойный человек. Сейчас в гостинице ремонт идет, охранник внизу сидит. Сегодня, кстати, в шахматы у всех выиграл, а среди соперников были и серьезные люди... Что еще сказать? К нам приходит отец Иосиф – священник с Валаамского подворья, часто бывает на «группах». С ним интересно поговорить... А что вас еще интересует? Боль, Одиночество, Мечта, Жизнь У меня еще очень много вопросов – и к нему, Кириллу, и к другим обитателям гостиницы, но... Каким-то шестым чувством я понимаю, что не обо всем можно спрашивать. Да и кто я такой, чтобы бесцеремонно лезть людям в душу? Людям, которые потеряли в этой жизни все – или почти все. И все-таки выжили, нашли в себе силы, и – что очень важно! – нашли реальную помощь таких людей, как Марина Перминова, как многие другие добровольцы-волонтеры, социальные работники. Бездомные… они помогают выживать друг другу – и самим себе. Вместе смотрят фильмы – как раз в тот день, когда я приехал в «Марфино», в киноклубе шло оживленное обсуждение «Красоты по-американски». Они пишут свои сказки, делают стенгазеты. Рисуют свои картины. …Зеленые лягушата – до сих пор перед глазами эта картина с выставки бездомных. Вдумайтесь, ведь это же детский рисунок! На сто процентов детский. Бездомные люди – они беззащитны, как дети. Несмотря на их огромный, почти всегда трагический, жизненный опыт, они – дети, с детской верой в хорошее будущее, с детским желанием самовыражения, с простым и наивным желанием быть услышанным, замеченным, увиденным… В «Марфино» живут очень разные люди – у каждого своя история жизни, порой запутанная так, что без пол-литры, как говорится, не разберешься… Но вот этого как раз – пол-литры – здесь нет. Сухой закон – и не потому, что правилами внутреннего распорядка так положено, а потому, что каждый или почти каждый знает по себе, как это просто: спиться. И потерять последнее. Но вот душу-то они не потеряли. Эти люди, которые знают, что такое Боль. И что такое Одиночество. И что такое Мечта. Люди, у которых своя Жизнь, так не похожая на нашу… Прочитайте по первым буквам. Ведь и так можно расшифровать эту стойкую, как клеймо, аббревиатуру, правда? Компетентное мнение: Инна ЛЯПНЕВА, куратор выставки живописи и графики бездомных людей в Музее творчества аутсайдеров: – На выставке представлено 110 работ 70 авторов, и каждая из них – это уникальный язык, история, жизнь. Чего вы здесь не увидите, так это негативного восприятия жизни. Несмотря на жизненные обстоятельства, эти люди способны творить, делиться своей творческой энергией, подниматься до пронзительно чистых откровений. Эти вещи создавались на группах поддержки в социальной гостинице, где проживают эти люди. Все созданное делалось для удовольствия, для того чтобы высказать то, что наболело, или поделиться радостью. Приступая к созданию этих работ, никто из авторов не подозревал не только о выставке, но даже о том, что это увидит кто-то, кроме них самих. Отсюда и родилось название проекта «Художник без причины». Отклик на выставку превзошел наши ожидания… Меня воодушевил сам материал, то, с какой легкостью бездомные люди создают глубокие работы, не экономят себя, творят без усилий, с радостью и удовольствием. Эта завораживающая легкость, простота, которой можно позавидовать…

amp-next-page separator