Тонкая настройка правительства
Сегодня Госдума утвердила кандидатуру Виктора Зубкова на пост премьераЕсть две четко обозначенные позиции. Уже как бы стоя на пороге своего кабинета, уходящий премьер выразил пожелание, чтобы костяк его правительства продолжал работать и впредь, при новом начальнике. Притом что Владимир Путин, принимая отставку Фрадкова, заговорил о создании более адекватной текущему моменту системы управления. Совместимы ли такие, в чем-то противоречащие одно другому, утверждения? Проще ответить какой-нибудь предельно обтекаемой формулировкой – типа «время покажет».Но парадокс ситуации в том, что, с одной стороны, вряд ли следует идти на совсем уж радикальную перестройку и перекройку правительства накануне выборов. Любая коренная реформа неминуемо приведет к паузам в практической деятельности власти, а это не самое лучшее средство консолидации общества накануне двухступенчатого голосования. Но с другой стороны – если ничего не менять, то зачем было уже сейчас отправлять в отставку Фрадкова, который худо-бедно держал ситуацию в кабинете под контролем, поддерживал исполнительскую дисциплину министров и не допускал открытой конфронтации условных крыльев – либералов и державников.Понятно, что во всех преобразованиях последнее слово остается за президентом. В частности, министры, входящие в силовой блок, сохранят свои портфели. Во-первых, их назначение – это прерогатива президента, который не выказывал недовольства их деятельностью. А во-вторых, их отставка не является первостатейным избирательным ресурсом. Есть несравненно более сильные социальные раздражители.Между тем сам кандидат в премьеры держался на своей премьере в Госдуме достаточно решительно: «Структурные изменения будут обязательно, и кадровый состав тоже будем смотреть… Структура правительства, я считаю, несовершенна, административная реформа проведена не очень эффективно».Как говорится, привет Дмитрию Козаку, инициатору не доведенного до совершенства разделения структур правительства на министерства, которые разрабатывают теорию, агентства, реально распределяющие бюджет, и службы, призванные контролировать профильные ведомства, но фактически лишенные необходимых для такой миссии самостоятельности и независимости.И вопрос стоял фактически ребром: либо свести плоды прежней административной реформы на нет, либо довести все до ума, создав уже в рамках каждого министерского куста свою систему контроля, сдержек и противовесов.Теперь административная реформа объявляется незавершенной, что дает надежду на ее настройку. Тем более что о структурных преобразованиях на социально-экономическом фланге говорят достаточно давно. В частности, уже в ходе первых консультаций Виктора Зубкова с парламентскими фракциями речь вновь зашла о возможном разделении Минздравсоцразвития, вотчины не самого популярного министра – Михаила Зурабова. Самого Зурабова, ставшего притчей во языцех, если и отправят в отставку, то ближе к выборам, когда такая забота о благе пенсионеров будет выглядеть незабываемой.После последней поездки президента на Дальний Восток и его явного недовольства положением отечественных рыбаков вполне может возродиться министерство рыболовства. А Минпромэнерго предлагают опять же распарить на Минпром и Минэнерго. Но в последнем случае реформе может помешать наша неласковая зима, накануне которой не рекомендуется трогать ведомства, имеющие хоть какое-то отношение к отоплению.По опыту предыдущей работы новому премьеру, безусловно, ближе деятельность Минфина и Минэкономразвития. Но хоть Алексей Кудрин и пококетничал с журналистами («может быть, в понедельник будет другой министр финансов»), отставка ему вряд ли грозит.А вот судьба Германа Грефа, почти открытого оппонента Фрадкова, давно под вопросом.Сначала его сватали на пост главы олимпийской госкорпорации, а теперь усиленно сплавляют на вакантное место в «Транснефть». Там же многие хотели бы увидеть и шефа Минпромэнерго Виктора Христенко. В конечном итоге оба могут возглавить растущие госкорпорации, а в их кресла молва сажает нынешнего главу Внешторгбанка Андрея Костина и руководителя Экспертного управления президента Аркадия Дворковича, высокого мнения о потенциале которого Путин никогда не скрывал.К слову, отставка Грефа и разделение Минэкономразвития представляются наиболее возможным реформистским шагом, учитывая, что ведомство и так значительно обкарнали, выведя из-под его контроля, в частности, таможню и ряд других служб. И ныне министерство представляется, скорее, центром разработки концепций, чем инструментом практического управления экономикой. К тому же такая смена «воды в аквариуме» может позитивно повлиять и на процесс бесконечных переговоров о вступлении России в ВТО.Да и, конечно, свои посты сохранят все вице-премьеры, ставшие живым олицетворением национальных проектов. К тому же без них просто умрет пьеса «В поисках преемника». А в том, что такая интрига будет подпитываться, нет никаких сомнений.Напомним, что в пятницу на посту премьера Виктора Зубкова хотел видеть 381 депутат Госдумы. Еще 47 человек проголосовало против, 8 воздержались. Столь рекордного результата "за" не было даже при назначении главой правительства Михаила Фрадкова - в марте 2004 за него проголосовало на 29 депутатов меньше.[b]КОММЕНТАРИЙ «ВМ»Константин Затулин – советник мэра Москвы, член партии «Единая Россия»:[/b][i]– Скажу откровенно, полагал, что следующим премьером, станет Сергей Иванов или Дмитрий Медведев. То, что на должность руководителя правительства выдвинут Виктор Зубков, вносит дополнительную интригу в вопрос о президентстве 2008 года.Не думаю, что вопрос о преемственности решен автоматически, в него внесена серьезная новая составляющая. Сегодня Виктор Зубков выглядит вполне возможным кандидатом на пост президента РФ: избрать президентом могут прежде всего, конечно, того, за кем стоит Путин и кому он доверяет. Хотя должен заметить, что в отличие от премьера президент – это фигура значительно в большей степени политическая. И население России надо еще убедить в том, что Зубков, а не кто-либо иной способен быть успешным президентом.Не исключаю, что выдвижение Зубкова связано со слухами о возможности третьего срока президентства Путина. Но только не сразу, а через срок. Ведь Конституцией РФ это не возбраняется.Естественно, при таком подходе к делу Зубков может выглядеть более предпочтительным по анкетным данным кандидатом в президенты, так как его возраст вряд ли позволит ему претендовать более чем на один срок в качестве президента.[/i][i]– Я хорошо знаю Виктора Зубкова. Это умный и эффективный управленец очень высокого уровня. За короткий срок он создал новое российское ведомство – Росфинмониторинг, призванное противоборствовать грязным денежным операциям в стране. Причем он организовал работу этого ведомства в то время, когда наша страна находилась в черном списке ФАТФ – Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями. И через короткое время сумел добиться того, что Россию не только исключили из черного списка, но и приняли в члены ФАТФ.Конечно, сейчас множество людей задает себе вопрос: «Почему именно теперь необходима была смена главы кабинета министров?» На мой взгляд, дело в том, что на данном этапе мы присутствуем при первой в истории России легальной и естественной смене власти.Строго в соответствии с буквой и духом Конституции. Естественно, россияне ждут этого события с некоторым напряжением. Президент должен был предпринять этот шаг, чтобы заявить о сохранении политической стабильности в стране и преемственности курса.[/i]