«Горе от ума» в 90 лет
Грибоедовская комедия прошла через всю жизнь Любимова. Шутка ли – он видел мхатовское «Горе от ума» со Станиславским – Фамусовым. А впоследствии сам играл Фамусова в экспериментальной постановке в Берлине. Теперь история с Грибоедовым получает логическое завершение – любимовскую премьеру в Москве.Любимов поставил актрис (и Соню Елизаветы Левашовой, причесанную под «Наездницу» Брюллова, и пухленькую Лизу Полины Нечитайло, а Наталью Дмитриевну так вообще Илзе Лиепа играет) на пуанты – как Петр вздернул Россию на дыбы. И грибоедовский стих точно сам взметнулся вверх. Рустам Хамдамов окружил сцену белыми полупрозрачными ширмами-обманками – ступил за нее и пропал. Не обошлось и без фирменного любимовского хулиганства. Так, «лирическая тема» громоподобного Скалозуба (Иван Рыжиков) – газмановско-лужковский «гимн» «Москва, звонят колокола». А фамусовский бал превратился в тихое, завораживающее, тревожное зрелище, где поруганный Чацкий (Тимур Бадалбейли) танцует с «арапкой-девкой» (темнокожая Пуани Давила) – два вечных чужака на нашем бесконечном пире во время чумы.