Сочи-2014: выше только Марс
[b]Никто не спорит, что зимние Олимпийские игры в Сочи постепенно становятся одной из наших национальных идей. И дело не только в эйфории, охватившей полстраны после объявления итогов голосования в далекой Гватемале. Новая Россия сталкивается с мощным вызовом самого амбициозного своего проекта начала третьего тысячелетия. Куда более грандиозного, чем строительство портовых терминалов, газопроводов и ракетоносных крейсеров. Масштабней, пожалуй, только полет на Марс. Но до Марса далеко, а до Олимпиады всего-то семь лет.Коней на переправе не меняют[/b]И вот тут-то мы подходим к самому интересному. Долго считалось, что работу по материальной подготовке Игр возглавит кто-то из вице-премьеров. Благо сейчас их немало, и есть из кого выбирать. Прецедентом должен был служить опыт еще Олимпиады-80, когда заместитель главы правительства СССР Новиков возглавлял процесс строительства спортивных объектов весь подготовительный период. Многие полагали, что так будет и на этот раз: мол, Александр Жуков или Сергей Нарышкин впрягутся в этот воз и не сдадут поста все семь лет. Станут неразменными вице-премьерами или кем-то в этом роде. Ведь коней на переправе не меняют. Не исключаю, что с течением времени ситуация устаканится именно по такому сценарию. Но пока все представляется куда сложнее.Аналитики уже заговорили в связи с масштабным формированием проолимпийских органов о возникновении чуть ли не второй властной вертикали. Поводом для таких выводов послужило создание при президенте Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке ХХII зимних Олимпийских игр в Сочи.Название нового, фактически государственного, института запомнить непросто. Еще сложнее разобраться в его структуре. Одно действительно ясно – совет во многом дублирует уже действующие властные исполнительные органы. Поскольку текущей работой будет заниматься президиум совета, в который по большому счету, войдут все ключевые министры, а возглавлять президиум будет сам премьер.Перечисление, конечно, нескольких десятков членов новой структуры заняло бы излишнюю газетную площадь. Но нельзя не упомянуть вице-премьера Александра Жукова, который, видимо, всетаки потащит основной ворох проблем, другого вице-премьера, Алексея Кудрина, новоявленного шефа Минрегионразвития Дмитрия Козака, министров – Эльвиру Набиуллину, Андрея Фурсенко. Не говоря уже о главе президентской администрации Сергее Собянине, управделами президента Владимире Кожине, главах ФСБ и ФСО. Все, как видите, очень серьезно. И фактически полный сбор совета в значительной степени может выглядеть даже куда авторитетнее нового правительства– такой сплав кабинета министров и Совета безопасности.Непонятно даже, должны ли решения столь авторитетной структуры подтверждаться правительственными постановлениями или совет будет руководить по собственному высокому разумению тратой миллиардов долларов и работой десятков тысяч вовлеченных в процесс специалистов, строителей, пиарщиков, исходя из своих постановлений. Естественно, речь не может идти о параллельном правительстве.Однако масштабы задач требуют оперативного принятия решений, причем решений в самых различных областях.Представьте себе, что только из казны на сочинские стройки за семь лет будет выделено порядка трехсот миллиардов рублей плюс еще частные инвестиции, которых с каждым годом будет все больше.Кроме того, никто не снимет с совета ответственности за решение таких кардинальных для успеха Игр вопросов, как, например, обеспечение безопасности в регионе, «за стенкой» у которого не утихают бои местного значения. На повестке дня и распутывание непростого социального клубка, порожденного застарелыми самостроями, самозахватами земли и укоренившейся южной коррупцией. Территории под строительство объектов Олимпиады придется так или иначе освобождать. Притом, что президент призывает действовать мягко и продуманно, а собственники уже закусили удила в предвкушении золотого дождя. Так что возможные выступления, порожденные и напором властей, и эгоизмом собственников, придется как-то гасить.Иными словами, не одним строительством будет жив совет, его решения должны быть не только оперативными, но и в чем-то революционными для нашей страны.В результате новый орган должен озаботиться столь резонансными проблемами, его деятельность обречена создать прецеденты управленческих решений, столь масштабных и далеко идущих, что их последствия скажутся на ситуации в стране в целом. Не исключено, что мы еще задумаемся, кто более влиятелен и матери истории ценен – кабинет министров или Совет по спорту. И в таком прогнозе нет ни капли преувеличения.Но основная, как сейчас говорят, «фишка» в другом. Если помните, вначале мы заговорили о несменяемом на все семь лет вице-премьере. Теперь, исходя из прежних прецедентов, можно в теории говорить вообще о несменяемом правительстве, если уж его костяк вошел в орган, отвечающий за подготовку Олимпиады в Сочи. Так что прогноз запланированного долгожительства кабинета, основные действующие лица которого будут работать при следующем президенте и с нынешним премьером, в принципе, подтверждается фактом формирования совета. А переправа-то продлится до 2014 года.Самый заметный нюанс нового института заключается в том, что в его составе нет двух самых интригующих публику российских государственных деятелей – Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Оба первых вице, которых громче других прочат в преемники, остались за рамками совета, в котором собрался весь политический бомонд. Их отсутствие особенно контрастно на фоне подчеркнутого присутствия премьера. И не тот случай, чтобы объяснять их неолимпийский статус излишней занятостью в сфере национальных проектов. Так в чем же причина? Возможно, это и есть как раз самое веское доказательство их подготовки для другой миссии. Какой – можно только гадать. Известно к тому же, что, несмотря на все старания лидеров «Единой России», ни Иванов, ни Медведев не вошли в ее предвыборный список. Что также поставило бы крест на их президентских амбициях, поскольку российский грант должен оставаться отцом всей нации, а не ставленником определенных политических сил.Наш президент должен оставаться вне партий, вне конкуренции. К тому же зачем заранее огород городить? Понятно, что новый президент по должности станет главой совета, притом что практическая работа будет вестись президиумом во главе с премьером. Так что было бы нецелесообразно будущего преемника вводить в состав олимпийского правительства в качестве одного из членов, чтобы потом из недр он поднялся бы в руководители. Излишняя процедура.К тому же до президентских выборов остается не так много времени, и отличиться на сочинской стройке до всенародного голосования нельзя. Потому пока и участие в работе совета нельзя отнести к весомым электоральным ресурсам.Вот на будущее масштабный проект может дать возможность кому-то проявить свои недюжинные организаторские способности и превратиться в фаворита президентской гонки-2016. Но до этого еще очень далеко, и в ближайшие месяцы сочинские Игры все еще будут олицетворяться грудой папок с до конца не готовой документацией.Кто-то из коллег высказал мысль, что в будущем Владимир Путин сможет претендовать на пост президента МОК. Идея, конечно, нетривиальная, но стоит в одном ряду с предположением о намерении действующего президента в будущем возглавить «Газпром» или Союзное государство России и Белоруссии. Вряд ли после своей отставки Владимир Владимирович сможет претендовать на влиятельный пост в международных организациях. Международная конфронтационная конъюнктура ныне не та. Сейчас в ход пошла не менее экзотическая фигура речи: мол, Путин после ухода из Кремля возьмет дело Олимпиады в свои опытные руки. Тем более если разговор о его премьерстве не фигура речи.Конечно, зимняя Олимпиада в Сочи будет напрямую связана с именем Путина, решающее вмешательство которого, его гарантии и обеспечили наш успех в Гватемале. Однако до 2014 года столько воды утечет и в Черном море, и в Москве-реке, что загадывать не приходится.Кабинету же министров, который как бы раздваивается, придется параллельно решать две столь же параллельные задачи. Обеспечивать бесперебойное финансирование строительства спортивных объектов в Сочи и начать решительное наступление на бедность. Обе задачи трудны и затратны. Но Олимпиада, напомним, не близко. А зарплаты воспитательницам детских садов необходимо поднять уже сейчас. Равно как и трудовую часть пенсий. А тут еще слабеющий доллар грозит урезать нефтяные доходы и поступления от торговли современной военной техникой.Словом, перед официальным правительством стоят вполне конкретные задачи, от которых не приходится уклоняться, ссылаясь на задачи «летнего правительства».