Меморандум Путина

Общество

В нынешней политической обстановке должность премьера не обсыпана сахаром. И дело не только в том, что он фигура зависимая, сменяемая. Прерогативы главы кабинета ограничены. Назначение тех же силовиков остается в компетенции президента. Он же утверждает и фактически всех вице-премьеров и министров. Наконец, концептуально пост премьера изначально задумывался ельцинскими советниками в качестве некоего громоотвода, прокладки, защищающей авторитет главы государства. Уходящий премьер уносит вместе с собой и весь груз просчетов и ошибок своего правительства. Даже «технического» Михаила Фрадкова и того угораздило потерять темп и расслабиться перед выборами.Вряд ли такая роль устроит Владимира Владимировича. Даже если в президентское кресло сядет «прогрессивный и эффективный политик». Следовательно, в юридической реформе нуждается не пункт Конституции, ограничивающий пребывание хозяина Земли Российской в Кремле двумя четырехлетиями, а положение, согласно которому именно президент предлагает Госдуме вне зависимости от ее состава кандидатуру премьера.Думаю, что неожиданные демарши президента на единороссовском съезде породят новую волну разговоров о переходе страны к принципу формирования партийного правительства.Собственно, еще совсем недавно такая идея для России была публично признана преждевременной. Однако как иначе можно толковать слова Путина о первом условии его согласия на премьерство – убедительная победа «Единой России» на выборах. Выходит, опираться он собирается именно на господствующую фракцию партии, в предвыборном списке которой он занял позицию номер один.А уж сами единороссы неоднократно говорили о своем желании взять на себя все сладкое бремя правительственной ответственности. Однако в таком случае все равно пришлось бы вносить изменения в Основной Закон. В частности, в новой редакции уже победившая партия, обладающая устойчивым большинством, получала бы право самостоятельно выдвигать кандидатуру главы кабинета министров, а уже потом представлять ее на утверждение президенту. Словом, был бы сделан шаг к парламентско-президентской республике. А ведь, как постоянно повторяет сам нынешний президент, Конституция пишется не под конкретного человека.Понятно, что если Путин не просто стремился приглушить спекуляции по поводу своего постпрезидентского трудоустройства, а реально нацелился на главный кабинет в Доме правительства, то препятствий для осуществления такого плана нет. Хотя новый президент окажется в отношении своего политического наставника в ситуации довольно непростой. К тому же новый гарант будет лишен малейшей возможности даже для крайне умеренной и конструктивной критики итогов предыдущих восьми лет.Какие могут быть недостатки, если бывший глава государства на фоне всеобщего ликования становится премьером.К тому же действительно должность премьера – вещь неблагодарная. Как поступить будущему президенту в случае заметного ухудшения экономической конъюнктуры? Возникнут сложные проблемы морального характера.Словом, вопрос требует значительной проработки. И, видимо, президент даст свои необходимые комментарии к съездовской импровизации.

amp-next-page separator