Лесной царь

Развлечения

Если верить социологическим опросам, картина «Утро в сосновом лесу» по популярности уступает только «Богатырям» Васнецова. Но спросите соотечественников (разумеется, не специалистов) о других работах Шишкина – услышите два-три названия. Между тем художник оставил после себя огромное наследие, не только живописное, но и графическое. Он вообще отличался редким трудолюбием – с юности и до самой смерти (умер он, между прочим, за работой).В 1861 году, сразу после окончания Академии художеств, он приезжает в родную Елабугу. Его отец (купец, на протяжении восьми лет бывший городским головой) записывает: «Сын Иван Иванович приехал 21 мая классным художником первого разряда. Уехал опять в Питер 25 октября. В продолжении бытия написал разных картин до 50 штук». Соседка по даче, знавшая Шишкина в зрелом возрасте, вспоминала, что работал он ежедневно с раннего утра и до позднего вечера. А поскольку возвращаться на пленер художник предпочитал в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение, знакомые всегда знали, где и когда его искать…Штудирование натуры вообще было его основным принципом работы. Каждое лето он уезжал в разные уголки России и привозил оттуда рисунки чемоданами. На них были и поля, и водная гладь. Но особую склонность художник питал все-таки к изображению леса. Критик Владимир Стасов писал, что лес – это царство Шишкина, и тут уж у него нет соперников.Редкостью для художника были зимние пейзажи. На выставке есть несколько из них. Например, изображение сосны под снегом – иллюстрация к знаменитому стихотворению Лермонтова, заказанная Шишкину книгоиздательской фирмой И. Н. Кушнирова. А также картина на эту же тему, которую художник написал уже после своей графической работы.В ГТГ собраны произведения не только из Третьяковской галереи, но и из Русского музея, а также 20 музейных и частных собраний России и стран ближнего зарубежья. В центральной части экспозиции размещены крупноформатные рисунки и печатная графика Шишкина. Многие экспонаты здесь – ювелирная работа, где на листочках чуть меньше тетрадного умещаются очень четкие, чудесные рисунки с изображениями пейзажей и лесных растений.Есть на выставке и рисунки пером. Для современников Шишкина они уже имели в основном вспомогательное значение, а для него были самоценны. Причем он делал их и крупноформатными, на выставке есть подобный рисунок величиной более метра.Один из разделов экспозиции – дидактический. На нем демонстрируют предметы, подобные тем, что помогали Шишкину в работе: гербарии, ботанические книги начала ХIХ века, офортные доски, старинный фотоаппарат и даже «Волшебный фонарь». Некоторые из них предоставлены Политехническим музеем и библиотекой кафедры геоботаники биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

amp-next-page separator