Не путайте Дакар с Катаром!

Общество

Теперь и сшить модный костюм, и купить турпутевку на Канары, и выбрать любую зарубежную гостиницу вроде бы не проблема. Есть все, вот только особой эйфории по этому поводу у нас с вами нет. Потому что «ненавязчивый» советский сервис превратился в современный «навязчивый», но, к сожалению, не слишком профессиональный.Напрашивается вопрос: кто и как готовит профессионалов для чрезвычайно перспективной и бурно развивающейся сферы деятельности, формирует специалистов сервиса, подготовленных к работе в условиях современной рыночной экономики?Об этом корреспондент «ВМ» беседует с .– Первая и главная проблема носит, я бы сказал, универсальный характер. Она связана со сменой социального устройства в нашей стране, переходом к рыночным отношениям, интеграцией России в мировую экономику, в мировые (и европейские) цивилизационные процессы. В том, что касается конкретно сервиса, в действие также вступили новые «правила игры». Новые для нас, но не для развитых стран Запада, где эти правила возникли, развиваются и оттачиваются в течение сотен лет, причем без перерыва. А наша страна, как известно, в 1917 году пошла своим путем. И теперь приходится менять очень многое, в том числе в системе образования, в подготовке специалистов для сферы услуг, туристического бизнеса. Здесь наше отставание от Запада только в последние годы стало ощутимо сокращаться.– Согласен, если рассматривать проблему как бы вне времени и пространства. Да, высшая школа занимала многие передовые позиции в фундаментальных, точных науках, свидетельством чему служит, например, наш прорыв в космос. То есть в тех областях познания, которые носят общечеловеческий характер и по сути своей не могут зависеть от экономической, политической конъюнктуры, какой-либо идеологии.– Вы правы. Были достижения и в гуманитарных науках. Но что хорошего можно сказать о такой учебной дисциплине советских времен, как, к примеру, политэкономия? С моей точки зрения, система образования в современном мире не может быть абсолютно хорошей или абсолютно плохой. Весь вопрос в том, насколько она отвечает конкретным задачам определенного этапа развития общества. Советская система образования была, возможно, почти идеальной для своего времени, но не учитывала и, в принципе, не могла учитывать требования рыночных отношений.– Слепо – нет. Знаете, в постперестроечный период я в течение года работал в качестве приглашенного профессора в университете штата Индиана (США), читал там лекционный курс «Текущие события в мире». С полным основанием могу сказать, что неплохо ознакомился с американской системой высшего профессионального образования. Так вот, мне показался оптимальным вариант, когда в течение четырех лет человек получает исключительно общее образование (бакалавриат), а уже затем специализируется в конкретной сфере и становится обладателем ученой степени магистра. Есть и минусы у данной системы, но в целом ее надо внедрять, что и предусмотрено проходящей сейчас в нашей стране реформой образования. Одна из проблем, которую мы сможем при этом решить, – достижение унификации, совместимости российской высшей школы и западной, когда диплом нашего выпускника будет легитимен, официально признан в любой европейской стране. Если эту проблему не решить, все разговоры об интеграции в мировое образовательное пространство так и останутся разговорами.Безусловно, эта задача особенно актуальна для нашего вуза, который во главу угла ставит подготовку специалистов мирового уровня именно в сфере туризма. Мы уже приступили к подготовке бакалавров и магистров.Разумеется, все вышесказанное не означает, что следует «с водой выплеснуть ребенка», отбросив собственный опыт, лучшие традиции отечественной высшей школы, в том числе вузов сервисного направления.Наше учебное заведение когда-то было создано с чисто практической целью подготовки специалистов для сферы услуг и называлось Высшей школой промысловой кооперации. Этот преимущественно прикладной характер учебного процесса сохранился, когда вуз последовательно перерастал в Московский технологический институт, Государственную академию сферы быта и услуг, затем в Московский государственный университет сервиса. Наконец, уже в этом году он переименован в Российский государственный университет туризма и сервиса. Кстати, на днях наше учебное заведение отмечает свое 55-летие.– Спасибо. За этот период было подготовлено огромное количество кадров для целой отрасли экономики. Были созданы научные школы и в то же время налажены связи с производством. На этом прочном фундаменте мы строим стратегию дальнейшего развития университета, делая акцент на подготовке специалистов для гостинично-туристского комплекса России.– Абсолютно верно. Замечу, что около 12 лет назад впервые был разработан стандарт образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства – «Социально-культурный сервис и туризм», и он уже доказал свою состоятельность на практике. Три года назад на базе этого стандарта мы создали первый профессиональный образовательный стандарт «Туризм». Это крайне важно.– Да, как и вуз в целом. Хочу подчеркнуть: это первый образовательный стандарт, к разработке которого были привлечены потенциальные работодатели наших выпускников – представители туристических фирм, руководители гостиниц. Причем, важно отметить, этот стандарт создавался в рамках Межведомственного совета Федерального агентства по образованию и Ростуризма. Сейчас модно говорить с различных трибун о необходимости развивать государственно-частное партнерство.Считаю, что этот стандарт как раз и есть достаточно яркое, эффективное проявление подобного партнерства. В нем присутствует большое количество прикладных дисциплин. Он предусматривает обширный комплекс разнообразных практических занятий, без которых молодому человеку было бы крайне сложно как следует познакомиться с будущей специальностью. Сейчас мы находимся на стадии разработки образовательного стандарта «Туризм» уже третьего поколения.– При разработке этого стандарта мы плотно сотрудничали с французскими коллегами. Отсюда и результат – наш стандарт вполне «европейского качества». На Западе приняты разные системы образования, но именно двухуровневая (бакалавриат и магистратура) больше всего подходит для наших прикладных специальностей, и вот почему.Как известно, сфера услуг – это прежде всего работа с людьми, требующая от специалиста сферы сервиса, туризма определенного уровня культуры, языковой подготовки. Увы, наши абитуриенты очень часто демонстрируют крайне плохое знание русского языка. Парадоксально, но нередко экзамены по иностранному языку наши юноши и девушки сдают лучше, чем по родному, русскому. Слаба общекультурная подготовка, молодые люди могут не знать самых элементарных вещей. О географии вообще лучше не упоминать. И что получается, когда такие специалисты приходят в профессию? Сплошь и рядом молодые представители турфирм, выдавая авиабилеты, забывают предупредить клиентов, что дата вылета указана по местному времени, способны перепутать, к примеру, Дакар с Катаром и т. д. А ведь им надо вести профессиональный диалог с клиентами, четко и правильно выражая свои мысли, передавая самую разнообразную информацию.– Чрезвычайно остро. Думаю, все ректоры вузов и преподаватели согласятся со мной: пока реформа средней школы приводит к каким-то обратным последствиям. Видимо, к такому печальному результату привело многолетнее недофинансирование общего среднего образования. Вспоминаю свою школу. Я учился в историко-филологическом классе школы при МГУ, и уже тогда о спецкурсах мы знали не понаслышке. Но в то же время усердно учили физику, так как для ориентации в современном мире нужна система знаний. Именно система! А вот моя школьница-дочь не очень жаловала естественные науки, и когда я приходил на родительские собрания, учителя откровенно мне говорили: «Она хочет стать юристом, зачем ей биология?» Это же неверно! К сожалению, мы все чаще сталкиваемся в вузе с проблемой бессистемности знаний у выпускников школ, дезориентации юного поколения в познании окружающей действительности.– О да, причем, мне кажется, уж это они понимают лучше, чем в свое время понимали мы. Они в этом смысле очень мотивированны, более мобильны, чем были мы в их возрасте. Как правило, абитуриенты приходят в наш университет не просто за дипломом, но планируя в перспективе создать собственный бизнес. Вот это нас радует.– Вполне эффективно. Приходя к нам, повторюсь, они почти всегда знают, чем конкретно будут заниматься после окончания вуза. Но, и это еще одна проблема, пока нельзя сказать, что мы полностью удовлетворяем потребности рынка в квалифицированных кадрах. Более того, ситуация с кадрами в сервисе и туризме тяжелая. Это, я бы сказал, болезнь роста. В период первоначального накопления капитала работодатель существовал как бы отдельно от вуза.Мало кого интересовало наличие среди персонала грамотных специалистов. Сейчас картина совсем другая: бизнесу нужны достойные профессионалы, умножающие, а не уничижающие имидж компаний, способные привлечь максимум клиентов в условиях острой конкуренции.Сегодня деловые люди инвестируют в туристический, гостиничный, ресторанный бизнес огромные средства и желают получить прибыль. А за нее нужно бороться. Вот почему бизнесмены начали активно вмешиваться в формирование образовательных стандартов в сфере туризма и сервиса. Раньше они говорили: «Вы мне дайте сотрудника, хорошо знающего иностранный язык, остальное я сделаю сам».Сейчас бизнесмены хотят, чтобы нанятый персонал в полной мере обладал специальными знаниями. И я вижу: постепенно, год от года, в нашей сфере деятельности происходят качественные изменения. Владельцы турфирм и гостиниц все чаще передают свой бизнес в управление наемному менеджменту, кадры для которого и готовит высшая школа, не в последнюю очередь – наш университет.– В последние два-три года предприниматели стали более активно сотрудничать с вузами, в том числе и с нашим университетом, в данном направлении. У нас есть договоры с крупными компаниями и организациями на предмет как прохождения практики в процессе обучения, так и трудоустройства выпускников.Правда, в гостиничном бизнесе ситуация сложная. Как ни странно, порой студента проще отправить на стажировку за границу, чем организовать для него практику в родных пенатах. На Западе задолго до начала туристического сезона владельцы гостиниц определяют рабочие места, на которые планируют принять студентов. Прежде чем доверить практикантам работу, проводят с ними двух-трехнедельные занятия. У нас, к сожалению, такого рода практика не получила большого распространения. Идут разговоры о создании тренинговых гостиниц, но, на мой взгляд, это не лучшее решение проблемы. Студентам надо идти в действующие четырех-пятизвездочные гостиницы и там учиться работать по высшему классу. В общем, вопрос остается открытым.Кстати, я бы определил еще одно больное место в сфере туризма и гостиничного дела. Здесь в большом количестве требуются кадры со среднеспециальным образованием. Это горничные, повара, специалисты по обслуживанию вентиляционных и лифтовых хозяйств, бассейнов и т. д., которых тоже необходимо где-то обучать. Современная гостиница – целое предприятие. Менеджеры там есть.Но где взять инженера по обслуживанию? У нас почти нет учебных заведений подобного профиля. В Москве действует только один колледж такого рода.– С моей точки зрения, государство не может не проявлять заинтересованность в поддержке образовательных структур, готовящих кадры для туризма и сферы услуг в целом. Как известно, в развитых странах в этой области деятельности сегодня занято около 70 процентов трудоспособного населения. К этому идет и Россия. Пока вузов, подобных нашему, немного.Специализированный государственный вуз в сфере туризма в Москве только один – это Институт туризма и гостеприимства, находящийся в структуре нашего университета. Но у нас появилось много новых возможностей.Бюджетных средств выделяется больше. Поле деятельности у нас широкое, и мы постараемся сделать так, чтобы наш российский сервис стал не только «навязчивым», но и профессиональным. Думаю, это нам по силам.[i]Окончил столичный Государственный историко-архивный институт по специальности «историко-архивоведение». По окончании вуза служил в армии, в пехотном полку танковой дивизии. Затем много лет работал в родной альма-матер – старшим преподавателем, деканом, проректором. Был одним из создателей, ректором Института туризма и гостеприимства. Московский государственный университет сервиса, ныне получивший название Российского государственного университета туризма и сервиса, возглавил в качестве ректора в прошлом году.Доктор исторических наук, профессор. Действительный член Академии туризма. Член административного Совета Евродип – «Передовые гостиничные школы Европы». Член Комитета по туризму и развитию малого бизнеса Торгово-промышленной палаты России. Лауреат национальной премии «Туристический Олимп-2003» – «За личный вклад в развитие туристического образования».[/i]

amp-next-page separator