Сделаем искусство по-быстрому
Выставка «Pro-театр», приуроченная к 10-летию театрального фестиваля «Золотая маска», действительно интересно придумана художником Александром Боровским, построившим из стандартных фанерных листов нечто вроде лабиринта театрального мироздания. От стола с заготовками для изготовления балетных туфелек, через отсек с огромными рекламно-глянцевыми портретами Майи Плисецкой, Нины Ананиашвили, Михаила Барышникова и иных небожителей, удостоенных обложки журнала «Вог», переходишь в костюмерную, гримерную, кукольный и бутафорский цеха, осматриваешь шумовые машины.Подсев к компьютеру, можешь нажатием «мышки» послушать, что бы мечтали поставить в миниатюрном Лилиаканском театре Евгений Гришковец, Петр Фоменко, Михаил Левитин, Нина Чусова и Александр Бакши. Режиссеры наши оказались кровожадны. Так, Александр Бакши сделал бы спектакль по знаменитому монологу из «Чайки» про людей, зверей, львов и куропаток. В момент его произнесения Треплевым (а не Ниной, как у Чехова) на сцену должны толпами, тесня и давя друг друга, устремиться из-за кулис куры, утки и прочее зверье. Пока Треплев не застрелится. А Петр Фоменко, основываясь на пушкинских «Сценах из Фауста», с удовольствием бы устроил всемирный потоп.Завершается выставка огромным групповым портретом – на фотографии мхатовцев первого призыва лица заменены врезанными физиономиями Александра Калягина и Галины Волчек, Олега Табакова и Инны Чуриковой, Марка Захарова и Аллы Демидовой.Путешествие в мир театра вроде бы состоялась. Но замысел то и дело себя же отвергает. Фотографии из журнала «Вог», конечно же, хороши, но куда уместнее смотрелись бы на фотовыставках. Три костюма по эскизам Михаила Шемякина к «Щелкунчику» в Мариинке естественным образом разместились рядом с его же макетом к этому спектаклю. Хотя по логике создателей выставки они должны быть в начале экспозиции – в «костюмерной», где выставлены костюмы Юбера Живанши для «Жизели» в Большом и Игоря Чапурина – к «Горю от ума» Олега Меньшикова.Хороших, важных, уникальных вещей на выставке немного. И огромное пространство Нового Манежа, несмотря на фанерный лабиринт, еще больше подчеркивает их разность – стилевую, фактурную. Количества настоящего искусства на эти квадратные метры явно не хватает.И все же, вольно или невольно, эта выставка отражает черты современного театра. Но… совсем не лучшие. В ней дух современных антрепризных спектаклей. Есть идея, есть несколько известных и инициативных актеров, пара стильных перчаток и веер – разве не достаточно, чтобы сделать искусство по-быстрому?