“И где каким висеть портретам…”
Да и не было никаких портретов. Во всяком случае, еще лет триста назад делались они по особому заказу, в единственном экземпляре. Да и отличить на этих портретах, к примеру, царя Алексея Михайловича от отца его, Михаила Федоровича, сможет не каждый…Но век осьмнадцатый всех развратил. Или, во всяком случае, приучил к тому, что высочайшую персону можно купить в книжной лавке за несколько медных копеек. Хотя и в это время официально портретов высокопоставленных особ не печатали, но – спрос рождает предложение. Хотя бы и полуподпольное.“Эту омерзительно-великолепную гравюру купил я в одной картинной лавке в Москве, под Кремлевскими (Спасскими) воротами и представил через одного придворного Ея Императорскому Величеству”, – пишет в 1742 году, в начале царствования Елизаветы Петровны, академик Российской Академии наук Штелин. Вопрос о том, уместно ли академику выступать в роли стукача, мы оставим как несвоевременный (на фоне сегодняшних рекомендаций соответствующих органов).Повторим: спрос рождает предложение. Вот и появились под тогдашними Спасскими воротами “омерзительно-великолепные портреты с ликом Государыни”, напечатанные в неизвестных типографиях и с неизвестно какой “натуры”.Человеку, закаленному в гуще праздничных демонстраций времен развитого и переразвитого социализма, понять такое было бы совершенно невозможно: портреты главы государства печатаются “в омерзительно-великолепном” виде, и без позволения и апробации компетентными органами?! Человеку начала XXI века, живущему то ли “после”, то ли “до” того времени, когда творились культы личности, понять такую “самодеятельность” уже легче.Сейчас, как известно, цензуры нет. Сейчас самоцензуры достаточно. Впрочем, даже в “наивном” XVIII веке шоколадные портреты “главного лица” изготавливать не додумались. Времена, что ли, изменились? Впрочем, и сегодня, и без малого три века назад покупателей на такую портретную продукцию достаточно. Но если сегодня это в основном люди служилые, лица официальные (им без портрета президента – хоть и не шоколадного! – ну никак нельзя: не так поймут), то в 1742-м покупатели под Спасскими воротами были в основном из “простых”.Растолковал такую любовь народа к портретам историк Иван Забелин. Оказывается, спрос на “омерзительно-великолепные” картинки объяснялся тем, что на них в изобилии присутствовал красный цвет! “Художественные изображения в простонародных понятиях… заключались не в правильности рисунка, а в цветности раскраски, – пишет И. Забелин. – И так как “красивый” одного корня с “красным”, то и верхом красоты для простого народа… в Московской стороне… был и остается красный цвет… Поэтому и в лубочных листах красный цвет горел на всех изображениях…” Любовь простого народа к красному цвету была настолько прочной, что когда к власти в 1917 году пришли люди, вооружившиеся флагами определенного цвета, они многим показались прекрасными спасителями отечества! Впрочем, искренняя любовь к красному цвету живет в нашем обществе и сегодня. Как и к сладким картинкам на вполне официальные темы.