Если скажут – будешь голым
А верно ли, что фильм «утром снимают – вечером показывают?» – интересуются бесчисленные поклонники сериала. Правда, что на съемочной площадке русского исторического фильма правят бал американцы? Самый, пожалуй, больной вопрос: почему все-таки «Бедная Настя»? Ведь в сериале нет ни одной героини с этим именем. Чтобы разобраться, что называется, на месте и заодно посмотреть, как работает хваленая команда американских профессионалов, корреспондент «ВМ» отправилась на съемочную площадку «Мосфильма».Сразу замечу, что никакой иностранной речи в шестом павильоне, где в режиме нон-стоп ведутся съемки «Бедной Насти», я не услышала. Приветливая девушка Ирина из пресс-службы компании «Амедиа» (совладелец сериала на равных правах с «Коламбия пикчерс») с гордостью показывает мне гримерку.– А вот этот столик закреплен за Еленой Кориковой. Только у нее есть свой столик в гримерной.Но Кориковой сейчас нет, она репетирует в театре. И Ирина с придыханием сообщает, что неизвестно, появится ли исполнительница главной роли сегодня на площадке. Зато Даниил Страхов уже на боевом посту. В персональном ящике актера с табличкой «Корф» среди запонок, зажимов для галстука и т. п. костюмер вылавливает нашейный платок и трепетно повязывает его на шее Страхова. Если кто не в курсе, граф Корф – это аристократ, то ли любящий, то ли терзающий крепостную прелестницу Анну (Елена Корикова). На стене – график съемочных дней с фотографиями актеров в костюмах, чтобы не забыть, какие панталоны на ком в предыдущей серии были надеты. А также «фас» с «анфасом» причесок актрис.– Тут каждый завиток виден. Чтобы ляпов потом в кадре не случилось, – поясняет Ирина.О том, что такое современные скоростные технологии производства сериала, когда отснятая серия тут же попадает на экран, рассказала мне одна из шести российских режиссеров фильма Алла Плоткина. Каждую рабочую неделю снимается (внимание!) по пять серий. При этом с актерами режиссеры не работают. Для работы с актерами существует, как говорят американцы, «актерский» режиссер, или помощник режиссера, как говорят русские. Именно помощник находится непосредственно на площадке (в то время как режиссер проекта наблюдает за действием из аппаратной по мониторам).– Сценарий у меня появляется за два дня до съемки, – рассказывает Алла. – Наша съемка импровизации не терпит. Я должна все четко покадрово расписать. Иначе картинка получится на уровне провинциального театра.Со сценарием, как выяснилось, вообще творятся чудные вещи. Приходят актеры на съемку и получают совсем не тот текст, который учили дома. Потому что главный сценарист в Америке Лиза Сейдман частенько перелопачивает наработки российских кинодраматургов. Сегодня Алла узнала об изменениях в сценарии за два часа до съемок и с грустью показывает мне стопку исчерканных листков бумаги.– Вот сейчас сцена на восемь человек, а последовательность реплик абсолютно другая! Актеры нервничают.Соответствие исторических фактов – дело второе, говорит Алла, главное – удовлетворить зрителя и, соответственно, удержать рейтинг.– Вот нравится зрителям дворцовая линия, мы ее больше и снимаем. А если, допустим, какая-то актриса народу перестает нравиться, то мы ее постепенно из кадра выводим. И герой в нее ни за что не влюбится, даже если это сначала и планировалось. Нравится видеть Корикову в декольте – будет в декольте. Хотя это и противоречит эпохе. В «Бедной Насте-2» – а продолжение будет! – и вовсе оставим только дворцовую линию. Я, по крайней мере, на это надеюсь.Так что у нас, уважаемые зрители, есть реальный шанс повлиять и на развитие текущего сюжета, и на содержание будущего продолжения.Я, помня инструкцию о том, что мобильник должен быть отключен и лучше не шуметь, стараясь не скрипеть ботинками, миную увальня-охранника и прохожу на съемочную площадку. Помощник режиссера – озабоченная девушка в огромных наушниках – тут же начинает кричать:– Ну, блин, охрана! Полгода не может запомнить, что впускать можно только после команды «стоп-снято»!Но буря вскоре стихает и мне позволяют наблюдать сцену, где жандарм приходит в поместный дом Корфов в поисках сбежавшей в очередной раз любовницы цесаревича Александра Ольги Калиновской (Марина Казанкова). Две бесшумно скользящие камеры делают «картинку» на порядок ярче и красочнее, чем в реальности, два сверхчувствительных микрофона пишут даже шепот. За монитором – креативный директор. Мягкие бесшумные кеды на ногах у операторов. И хлопушка с надписью «Голливуд продакшн». Плюс человек двадцать помощников с ящичками, с распечатками, кисточками для грима.Мизансцена трогательная. Карл Модестович Шуллер, злобный управляющий (Дмитрий Шевченко), рьяно защищает своего хозяина, молодого Корфа от посягательств жандарма на обыск частной собственности. Крепостные стоят тут же в рядок, как истуканы. Управляющий кричит на бедного жандарма, мол, в доме никого нет.– Нет, ну что я, то есть Шуллер, дурак что ли? – вдруг запальчиво восклицает Дмитрий Шевченко. – Почему он говорит, что в доме никого нет, когда за ним люди стоят?!В ответ ему голос из преисподней. Это режиссер Плоткина – из аппаратной по громкой связи.– Нет, нет! Никакой самодеятельности! Теперь сцена так выглядит. Вы, Дмитрий, на миллиметр вправо сместитесь. И не двигайтесь так активно. Тут не театр!Даниил Страхов продолжает репетировать. Он тоже что-то разнервничался и никак не может выговорить слово «удовлетворены».– У-да-вле-рены. У-да-влены… Тьфу, блин! Это что, от слова «удавить», что ли?В перерыве Страхов возбужденно курит одну сигарету за другой и ругается с креативным директором сериала.– Ну не могу я вставать голым с кровати, когда она входит! В девятнадцатом веке такого вообще быть не могло! Давайте я буду в рубашке.– Не будешь ты в рубашке. Будешь, как надо! Голым![i]- Впервые съемки отечественного сериала ведутся одновременно с выходом фильма в эфир:пять дней эфира – пять серий в неделю должны быть отсняты.- Снимают проект параллельно шесть режиссеров. У каждого две недели уходит на подготовку и неделя на съемку блока из пяти серий. Сценарий пишут 13 сценаристов под руководством американской коллеги.- Сериал снимается цифровыми камерами нового цифрового стандарта High Definition с чрезвычайно высоким разрешением.- Монтаж и озвучание ведутся параллельно съемкам. Монтажом, озвучанием, шумовыми эффектами, компьютерной обработкой изображения и графикой занимается еще один режиссер – режиссер-пост-продакшн.- Для съемок используется 800 костюмов. Декорации и костюмы под зорким оком консультантов-историков производит сама компания «Амедиа».- Кто такая бедная Настя, не знает сейчас никто из российской съемочной группы. Говорят, что даже американский сценарист прояснить ситуацию уже не может.- Когда этот номер подписывался в печать, нам стало известно, что 30 апреля телеканал СТС планирует закончить показ первой части сериала. Во второй половине мая начнется трансляция «Бедной Насти-2». Возможно, еще в апреле создатели фильма намекнут зрителям, кто же такая Настя.[/i]