Дорога к храму лежит через шиномонтаж

Общество

Уже лет десять не доводилось мне видеть такое. В начале 90-х, когда храмы только начали передаваться верующим, их хозяева нехотя, с трудом отдавали каждый метр. Вот тогда в бывших конторах появлялись маленькие алтари, вновь возносилась молитва…И сегодня верующие полны уверенности, что именно та молитва и помогла совершиться чуду – вернуть из поругания три сотни московских церквей…– Это помещение выделило православной общине районная управа Котловки, – рассказывает настоятель храма преподобной Евфросинии, священник отец Алексий Ладыгин. – Год назад в этом храме была отслужена первая литургия. И несмотря на то, что сейчас здесь совершаются практически все уставные богослужения, работает воскресная школа, издается приходская газета, короче, идет нормальная приходская жизнь, эта лишь домовая церковь. Дело в том, что я являюсь настоятелем не этого храма, а другого, точнее, даже церковно-просветительского комплекса во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, который намечено построить на Нахимовском проспекте на территории парка реки Котловки…Несколько лет назад было создано Православное общество во имя святых жен Руси, ее председатель Любовь Акелина и стала инициатором создания православной общины, которая и предложила построить храм во имя преподобной Евфросинии. Эта инициатива получила поддержку со стороны районных властей, префектуры, была благословлена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Вот тогда кто-то из чиновников выделил участок в парке у реки Котловки…Однако такое благое дело, как строительство храма, не может получиться без сопротивлений и противодействий. Как только возникла эта идея, появились и ее противники, которые стали обращаться в разные инстанции со своей аргументацией невозможности строительства. Первым и довольно странным доводом стало утверждение, что в Котловке не нужно строить храм, так как в соседнем районе Зюзино есть церковь благоверных Бориса и Глеба! Это действительно известный храм, построенный в XVII веке, который пользуется особой поддержкой московского начальства, но он расположен приблизительно в пяти километрах. Несмотря на то, что всего на территории ЮЗАО действует 14 православных храмов, в районе Котловка (а это 55 тысяч жителей), а также в соседнем районе Нагорном нет ни одной церкви! Религиозная жизнь столицы представляет собой сегодня уникальное явление: в центре города множество древних храмов, подавляющее большинство которых сейчас полностью восстановлены, а вот на окраинах, в спальных районах, где, собственно, и проживает основная масса горожан, церквей мало, а то и просто нет.Когда сносили подмосковные деревни под массовую застройку, кто тогда заботился о духовном окормлении паствы? Понятно, что строить новые православные храмы надо, и строить их будут, вопрос только где?– На заседании Общественного экспертного совета при комиссии Московской городской думы, – рассказывает отец Алексий, – против строительства храма в долине реки Котловки звучали просто смехотворные «природоохранные» аргументы. Мы отдаем полный отчет в том, что намеченное строительство попадает в природоохранную зону, но утверждать, что небольшой храм, расположенный в 700 метрах от Котловки, нарушит приток воды в реку и разрушит ее пойму, просто безответственно! И иначе как глупостью я не могу назвать и более весомые «доводы» экологов. По их мнению, золоченые купола с крестами привлекут стаи ворон, которые, в свою очередь, уничтожат редкие виды птиц, обитающих в этом парке, к тому же, как они считают, 600 человек, которые будут ходить крестными ходами, вытопчут в парке всю траву… А мы, со своей стороны, уверены, что только с появлением храма будет достойно благоустроена находящаяся сейчас в крайне неприглядном состоянии территория всего парка.В настоящее время этот участок входит в границы природного комплекса с режимами регулирования № 2, что означает, что здесь запрещено почти любое строительство. Православные верующие надеются, что руководство города поймет исключительность данной ситуации и изменит природоохранную категорию этой территории. Они уверены: чтобы сохранить эту территорию от возможности другой застройки, а также чтобы сохранить и возродить природу парка, там должен быть именно храм. А парк так и будет называться – «Парк у церкви преподобной Евфросинии Московской». Сотрудники «Моспроекта-3» уже подготовили предпроектное предложение по церковно-просветительскому комплексу, которое привязано к конкретному месту, и оно уже прошло ряд согласований.Но пока община живет под постоянным давлением. Ее пытаются вынудить отказаться от притязания на территорию. Конфликтовать с православным приходом – это современно и модно, легко можно продемонстрировать свою независимость, либерализм взглядов.…Когда отца Алексия назначили на приход два года назад, собственно прихода самого и не было, было несколько православных верующих во главе с Любовью Акелиной. Перед новым духовным руководителем встал вопрос: с чего начинать? Решили сделать воскресную школу для взрослых. Глава управы Клавдия Гриняк выделила небольшое помещение под воскресную школу, потом еще и вот это, рядом с шиномонтажом.– Решили – сделаем тут часовню, повесили иконки, стали служить панихиды, молебны, акафисты, – вспоминает отец Алексий, – потом священноначалие благословило оборудовать здесь домовый храм. Очень тяжелое было поручение, но помогли районные власти и мои прихожане из Бутова, где я сейчас служу вторым священником в храме св. Параскевы Пятницы. И вот храм действует, совершаются литургия, все таинства! Конечно, это помещение могут забрать, храм закрыть, а потому мы и молимся, чтобы Бог помог нам построить главный наш храм преподобной Евфросинии. А как показывает опыт, все храмы, которые начали строить в Москве, в конце концов построили. Мы уверены, что все москвичи обязаны святой Евфросинии за ее роль в истории Москвы, а потому и 600-летие ее памяти, которое мы будем отмечать 2007 году, должно быть отмечено достойно – строительством храма в ее честь.Княгиня Евдокия была дочерью Суздальского князя. В 1366 году она была посватана за великого князя Московского Димитрия, вошедшего в русскую историю с именем Донской. Вся их жизнь прошла под духовным руководством великих русских святых – святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского. У великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери, а их брак длился 22 года.Замужество Евдокии пришлось на годы, тяжкие для Москвы, когда укрепляющееся молодое государство постоянно подвергалось нападению врагов, эпидемиям и стихийным бедствиям. Великий князь Димитрий Иванович скончался в 1389 году, на сороковом году жизни. Он передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать.С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана, в 1395 году, во время переноса из Владимира в Москву чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила в Московском Кремле храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и женский монастырь в честь Вознесения. Ее попечением возводились многие храмы, а также и белокаменный Кремль…В мае 1407 года княгиня приняла монашество с именем Евфросиния («радость»), а 7 июля того же года она скончалась. Шел ей 54-й год. Еще во время земной жизни святую княгиню за милосердие к людям москвичи называли матерью, а по смерти почитали как покровительницу Москвы.В 1922 году раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора. В 1929 году по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли.В наше время нашлись люди, которым оказалась небезразличной судьба святой. Осенью 1999 года был образован Попечительский совет по воссозданию великокняжеской усыпальницы великих московских княгинь и цариц при Архангельском соборе в Московском Кремле. Потом началась подготовка к строительству храма в честь преподобной Евфросинии.

amp-next-page separator