Москва продолжает бурно развиваться

Общество

[b]Исследования специалистов Мосгоргеотреста показали: за последние 15 лет Москва опустилась не более чем на 2–3 миллиметра Москва продолжает бурно развиваться. Особенно быстрыми темпами движутся вперед строители. Естественно: городу требуются миллионы квадратных метров жилья, современные тоннели, эстакады, транспортные развязки, спортивные сооружения и торгово-развлекательные центры, деловые кварталы. Столица приступила к реализации масштабной программы по возведению небоскребов[/b]. Их в Белокаменной должно быть через несколько лет порядка двухсот. Наконец, город активно внедряется в подземное пространство столицы. Но задумываются ли в Москве о геологической безопасности нового строительства? Везде ли в Первопрестольной можно строить? Периодически там и сям возникают провалы грунтов, шокирующие горожан. Провал на Ленинградском шоссе, на Большой Дмитровке, на Савинской набережной, улице Косыгина. Уж не опускается ли наш прекрасный город под тяжестью гигантского количества новых сооружений? Все эти проблемы были обсуждены на прошедшем недавно в Мосгордуме «круглом столе» – общественных слушаниях, организованных депутатом МГД, единороссом Иваном Новицким. Куда текут подземные реки? Непосредственным поводом для созыва общественных слушаний стало письмо, направленное в адрес депутата И. Новицкого заместителем председателя Московской экологической федерации Светланой Богиной. «Увеличение техногенной деятельности в таком мегаполисе, как Москва, и развертывание в крупных масштабах высотного строительства, – указывалось, в частности, в письме, – наличие в границах города глубинных земных разломов, размещение новостроек без учета особенностей строения земной коры могут привести к катастрофам различного характера». Автор письма настаивала на привлечении повышенного внимания властей к проблемам геологической безопасности при осуществлении современных строительных проектов. – Мы собрались для того, чтобы обсудить проблемы геологической обстановки в городе, – отметил Иван Юрьевич. – Это важно, тем более что в письме Московской экологической федерации есть предложения по совершенствованию законодательства в данной области – как столичного, так и федерального. Напомню, на недавних заседаниях московского правительства обсуждались вопросы, связанные с использованием подземного пространства, а также высотного строительства. Полагаю, сегодняшние обсуждения достаточно актуальны и помогут снять некоторую напряженность или недосказанность в этом вопросе. – Это верно, известная напряженность у общественности действительно присутствует, – взял слово Яков Корнеев, член правления территориальной общины самоуправления «Патриаршие пруды». – Нас тревожат последствия происходящей в городе застройки. Яков Константинович заявил, что, по его мнению, технология «стена в грунте», которая в настоящее время стала очень популярной у строителей, не подходит для Москвы, так как город покоится на грунтах и породах в условиях близкого залегания грунтовых вод. Напомним, эта технология позволяет выполнять ограждение котлованов любой конфигурации при сооружении зданий в окружении плотной городской застройки и непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций, не оказывая влияния как на эти здания, так и на коммуникации. Считается, что нередко технология «стена в грунте» является чуть ли единственным методом возведения конструкций подземных сооружений в мегаполисе. Яков Корнеев отметил, что, по его сведениям, под землю в обозримое время ушло порядка 200 озер, болот, прудов. Москва стоит как бы на двух подушках, одну из которых эти засыпанные водные источники и образовали. Другая же подушка – насыпная, окультуренный грунт, привезенный в ходе масштабных архитектурно-планировочных работ еще в конце в конце ХIX – начале XX века. В толще этой подушки заложены ленточные фундаменты московских домов. В настоящее время начинается реализация проектов массового подземного гаражного строительства. Яков Корнеев полагает, что в этих проектах не хватает противооползневых мер, а это опасно. При возведении стены подземного гаража запруживаются подземные водотоки. Возникает плотина. Уровень грунтовых вод повышается. Как следствие подобного процесса, возник провал грунта на Ленинградском шоссе, объяснил Корнеев. «Мы не знаем, куда эта вода потом пойдет. Она работает без шумовых эффектов и подтачивает породы постепенно. Затем в грунте образуются дыры, о которых никто не подозревает до самого последнего момента, пока не провалится поверхностный слой». Корнеев утверждал, что конструкции ныне возводимых подземных гаражей для столичных грунтов не подходят. Общественник также считает, что строение столичных грунтов не позволяет строить в столице небоскребов башенного типа. Он предложил в связи с этим изменить строительные и технические регламенты в городе. Города на болоте – Хотел бы пояснить: все вопросы, касающиеся технического регулирования, соответствующим федеральным законом относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Законом Москвы конкретные строительные нормы и нормативы, в том числе относящиеся и к геологии, утверждаться не могут, – вступил в дискуссию участвовавший в работе «круглого стола» Михаил Москвин Тарханов, председатель комиссии Могордумы по перспективному развитию и градостроительству. – Есть ли опасения, связанные с деятельностью в нашей сложной поверхностной гидрогеологической среде? Есть, не стану спорить. По сведениям, почерпнутым мною в ходе многолетнего сотрудничества с учеными МГУ, основные проблемы сосредоточены именно в самых верхних слоях – на уровне 30–50 метров, где действительно проходят скрытые оползневые процессы. На этих же «верхних грунтовых этажах» находятся бесконечно текущие трубы, канализация и, естественно, также оказывают воздействие на состояние столичных грунтов. Замена коллекторов, иных инженерных сооружений – и это проблема. Как мы, депутаты, можем повлиять на ситуацию? О чем могут в данном случае говорить законодатели? О возможности выделения бюджетных средств на дополнительные геологические изыскания, работы, связанные с фундаментами зданий. О совершенствовании правил землепользования и застройки. Мы можем и подумать о выделении средств для проведения подобных работ или увеличения их масштабности для Мосгоргеотреста. Михаил Иванович сообщил, что столичные парламентарии, а также представители исполнительной власти города могут обратиться к компетентным федеральным органам с тем, чтобы совместными усилиями активизировать работу по разработке новых технических регламентов. И в первую очередь по регламентам технической безопасности строительных объектов. Депутат еще 10 лет назад предлагал принять Закон «О технической безопасности в г. Москве». Основной упор в законе как раз делался на нормах технической безопасности возведения и эксплуатации подземных сооружений. Но, увы, тогда дело ничем не кончилось. Федеральные структуры – МЧС и горный и промышленный надзор – не смогли договориться о разграничении полномочий. Как следствие, принятие этого закона было заблокировано. – Уважаемый представитель общественности выразил сомнение в том, что геологические особенности московских грунтов не позволяют строить в городе здания повышенной этажности. Позволю себе не согласиться с подобным утверждением. Давайте вспомним, например, что американский Чикаго вообще стоит на болоте, – уточнил Михаил Иванович. – Тем не менее город застроен небоскребами. Хотя грунты там действительно ужасные. Некоторые фундаменты чикагские строители опускают на глубину до 80 метров, и это в самом деле титаническая работа. Но в результате-то небоскребы возводят, и никаких особых проблем этот факт не вызывает. Так вот, я полагаю, нет такого места на Земле, где нельзя было бы возводить небоскребы. Важно только грамотно и четко проводить исследования и строить с соблюдением всех необходимых правил и норм. Карсты выведут на чистую воду – Высотное строительство остановить невозможно, – поддержал Михаила Москвина-Тарханова присутствовавший на слушаниях руководитель Мосгоргеотреста Андрей Антипов. – Так развивается мир: небоскребы, без сомнения, строят везде. Верно, Михаил Иванович, можно вспомнить и Чикаго, и Новый Орлеан, и Шанхай, и другие города, где высотные здания строят несмотря на неблагоприятные геологические условия. А высотные здания на насыпных островах в Японии при 9-балльной системе сейсмичности? Действительно, строить можно везде. Кстати, не могу не заметить, что дорожные тоннели оказывают ничуть не меньшее влияние на окружающую застройку и грунты, чем самое масштабное высотное строительство. Андрей Владимирович отметил, что в настоящее время российское законодательство требует обязательного проведения инженерных изысканий для проектирования. Обязательна нынче и госэкспертиза инженерных изысканий либо в составе проекта, либо отдельно. Еще год назад подобного правила не существовало. Даже Мосгоргеотрест должен сдавать свои отчеты экспертам. То есть предпроектные работы, связанные с исследованиями геологических особенностей грунтов на участке, выбранном для нового строительства, сейчас поставлены под достаточно жесткий контроль. Власти Москвы, конечно же, внимательно отслеживают ситуацию, связанную с проблемами геологической безопасности строительства в столице. Этот вопрос неоднократно рассматривался и в Мосгордуме. Мосгоргеотрест начал работу по созданию крупномасштабных инженерно-геологических карт территории столицы. Создается более десяти видов таких карт. Они будут отражать карстовопасные и оползневые процессы в тех или иных районах города (добавим, что карст – это совокупность процессов, связанных с деятельностью подземных вод. В результате «подрывной» работы этих вод размываются породы, появляются пустоты, воронки, желоба). Деньги на создание карт уже выделены. Общее методическое руководство данной картографической работой осуществляет академик Осипов (Институт геоэкологии РАН). Мосгоргеотрест выступает в данном случае генеральным подрядчиком. Андрей Антипов обнадежил: информации для быстрого создания таких карт предостаточно. «Погружение» столице не грозит На протяжении пяти последних лет в городе проводился мониторинг геодинамической ситуации. Что это значит? Вы знаете, некоторые торопыги предрекают Москве падение в бездну. Мол, город с огромной силой опускается вниз. – Были такие заявления и сегодня, что меня несколько удивило, – признал Андрей Владимирович. – Да, действительно, известно, что под воздействием различных техногенных процессов, особенно откачки воды, некоторые города, что называется, осаживаются. Так, столица Мексики Мехико опустилась уже на два метра! Мы тщательно исследовали эту ситуацию в Москве. Исследования показали: осадка не превышает 2–3 миллиметров! Никаких глобальных изменений не выявлено. Понятно, что любое внедрение в почву каким-то образом влияет на окружающую застройку, состояние грунтовых вод. Все дело в том, насколько оно существенно. Андрей Антипов считает целесообразным усовершенствовать нормы проектирования в части мониторинга окружающей застройки. Вероятно, за самими зданиями надо следить более тщательно. А уж высотные здания должны быть обеспечены системами мониторинга в режиме онлайн. Если в проекте эти вещи будут жестко прописаны, риски сведутся к допустимому минимуму. – Андрей Владимирович, – обратился к главе Мосгоргеотреста Михаил Москвин-Тарханов, – в комиссию МГД по перспективному развитию и градостроительству поступают документы, авторы которых утверждают, что Москве угрожают и землетрясения. Хотя специалисты различных институтов РАН, МГУ им. Ломоносова неоднократно опровергали подобные заявления. Извините, Токийский вокзал, построенный в XIX веке, развалился. Московский Кремль стоит уже несколько столетий, и как будто ничто ему не угрожает. Как вы оцениваете сейсмоопасность в городе? – Одна из карт, о которой я уже рассказывал, называется «картой микросейсмики» – сейсмического районирования города Москвы, – ответил Андрей Антипов. – Определенная сейсмическая активность в городе присутствует, но она слишком мала. Материалов, подтверждающих опасную сейсмическую активность на территории Москвы, нет. Завершая обсуждение, Михаил Иванович сообщил, что считает необходимым поставить вопрос перед Комплексом архитектуры, строительства, реконструкции и развития города о возможности сравнительного анализа технологий строительства высотных зданий в части фундаментов. И всегда ли технология «стена в грунте» – самая надежная и передовая. А может быть, мировой опыт подсказывает и другие варианты строительства в условиях мегаполиса?

amp-next-page separator