Озвучена новая версия Генерального плана Москвы до 2025 года
«По темным углам зачумленной дворницкой вспыхивал и дрожал изумрудный весенний свет. Бриллиантовый дым держался под потолком. Жемчужные бусы катились по столу и прыгали по полу. Драгоценный мираж потрясал комнату». И. Ильф и Е. Петров, «12 стульев» Новая версия Генерального плана города до 2025 года оказалась хороша всем. По мере доклада председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина перед глазами слушателей вставали новые детские сады и школы, больницы, дороги, новые дома, даже клубы и дворцы пионеров. Нашлось в будущей Москве место памятникам истории (кстати, с недавних пор ими стали и сталинские постройки), природным объектам, спорту и «новому кольцу» – московской железной дороге. Все, кто участвовал в обсуждении Генерального плана Москвы до 2025 года, документ хвалили. Он оказался настолько объемным, что самого Юрия Лужкова было трудно различить за высоченной стопкой таблиц, схем и диаграмм. Что нам обещают? Что город не снизит темпов строительства детских садов, школ и ФОКов – их дефицит к 2010 году будет ликвидирован, а к 2015-му станет столько, сколько нужно для нормальной жизни. А родители маленьких москвичей в ближайшем будущем станут раньше приходить домой, потому что не будут тратить время на бесконечные пробки. «Обеспечение шаговой доступности всех услуг и мест приложения труда» мэр выделил в первостепенную задачу. – Без этого, даже увеличивая на десятки километров линии метро, расширяя магистрали, мы никогда не решим транспортную проблему, – подчеркнул Юрий Лужков. В обозримом будущем количество гаражей в городе должно стать, по распоряжению мэра, адекватным количеству машин у москвичей. Дошли руки и до панельных девятиэтажек. 9–11-этажные дома, построенные в конце 60-х – начале 70-х годов, по мнению мэра, «по планировкам и техническому состоянию не лучше пятиэтажек сносимых серий». Вывод – тратиться на их капремонт бессмысленно. – Этот вопрос надо решать созданием нового жилья в том же месте, но более качественного и комфортного, – убежден мэр. – Генеральный план абсолютно необходим. Его отсутствие – это хаотичность работы в любом городе. Каждый этап разработки Генплана связан с необходимостью переосмысления всего того, что происходит в городе. Когда мы принимали предыдущий план, над нами довлела нехватка средств для развития. Сегодня у нас не хватает земли. И это – один из самых важных ограничителей. Самые острые проблемы в одиночку Москве не решить. Взять хотя бы развитие транспорта, которое мэр назвал «задачей первого уровня». Сколько бы ни улучшала или расширяла мэрия городские улицы, но с пробками у МКАД она ничего не сможет сделать. Это уже не московская земля… Еще один пример: теперь, планируя свое развитие, Москва учитывает как «основных», так и «дневных» москвичей. Никуда не денешься – многие жители области приезжают работать именно в столицу. Поэтому разработчики Генплана до 2025 года предложили два возможных сценария развития города. Один сценарий может быть реализован столицей самостоятельно и в ныне действующих границах. Другой потребует широчайшей кооперации с Московской областью и поддержки правительства России. – Развиваясь внутри своих границ при существующем уровне кооперации с Московской областью и минимальной поддержке со стороны государства, мы сможем обеспечить рост валового регионального продукта на душу населения в три раза (до 30–45 тысяч долларов США в привязке к нынешней инфляции), – рассказал корреспонденту «Вечерки» председатель Комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. – При этом жилищные условия москвичей улучшатся до 26 квадратных метров на душу населения (что ненамного превышает сегодняшний уровень). А в случае большей интеграции с областью, при ином уровне поддержки со стороны федеральной власти доля валового внутреннего продукта на каждого москвича увеличится в 4 раза, жилищная обеспеченность увеличится до 35 квадратных метров на человека (то есть почти в два раза) и приблизится к среднеевропейской. Я считаю необходимым довести это до сведения верховной власти Российской Федерации, нового парламента и правительства России. Вывод очевиден: Москва и Московская область не должны быть разделены. Это в интересах и москвичей, и жителей Подмосковья, и всей России. Как это осуществить на практике – вопрос обсуждаемый, но он должен быть поставлен на повестку дня и решен на самом высоком уровне. – Москва не является изолированной структурой в системе государства, – подчеркнул Юрий Лужков. – Она связана с Московской областью и с теми министерствами, которые должны принимать соответствующие решения. Причем связана нормально, а не через «узкие горлышки», в частности, транспортных потоков. Вот делаем новую Ленинградку, а что получим? В 2009 году мы закончим работу по ее реконструкции: девять полос на выезд, восемь полос на въезд. А после Кольцевой дороги – четыре полосы. И что мы будем там иметь? Ответ очевиден… Второй вопрос вчерашнего заседания столичного правительства – развитие малого и среднего предпринимательства в Москве – тоже коснулся нехватки земли. Сегодня малый и средний бизнес столицы ютится в подвалах и прочих не приспособленных для производства помещениях либо арендует площади за совершенно непомерные деньги, что мешает развиваться и создавать новые рабочие места. Чтобы увеличить строительство площадей и сделать доступной стоимость аренды помещений, необходимых московским малым и средним предпринимателям, городские власти разработали специальную Концепцию имущественной поддержки для них. Один из важнейших ее разделов – программа надстройки вторых и третьих этажей зданий ДЕЗов и ТЦП. Их в городе около 9000, поэтому, возможно, это проблему частично решит. А пока мэр распорядился составить подробный реестр помещений, которые сегодня сдаются предпринимателям, максимально упростить процедуры оформления всех необходимых документов и добиться того, чтобы городская ставка аренды для них была в пять раз ниже рыночной.