Два возраста «Литературки»
«Литературная газета» выходила в Петербурге раз в 5 дней, с 1 января 1830 по 30 июня 1831 года. С самого начала ее редактором-издателем был поэт Антон Дельвиг.Особый интерес та, первая, «Литературная газета» представляет в связи с издательской, редакторской и публицистической деятельностью в ней Александра Сергеевича Пушкина. Здесь впервые увидели свет отрывки из «Евгения Онегина», «Арап Петра Великого» и другие его произведения.Обиженный критическим замечанием в свой адрес, прозвучавшим в одной из статей Пушкина, кампанию против «Литературной газеты» начал Фаддей Булгарин. В результате она была взята под наблюдение III Отделения.В августе 1830 года Дельвиг получил выговор за фразу «аристократов к фонарю», взятую из французской революционной песни, а в октябре за нечто подобное был и вовсе от газеты отстранен. Бенкендорф угрожал Сибирью ему и всем авторам. В результате Дельвиг заболел и 14 января 1831 года умер. С ноября 1830 года и до конца «Литературную газету» редактировал журналист Орест Сомов.Возобновление «Литературной газеты» спустя без малого сто лет было знаком того, что время сбрасывания Пушкина со товарищи с корабля современности закончилось. Новая власть больше не желала отказываться от того потрясающего наследства, которое ей досталось от свергнутой ею старой. Деятельное, заинтересованное участие в новой газете принял литературный гуру того времени, знаменитый писатель Максим Горький.В 1947 году газета стала не только литературной, но и общественно-политической. А с 1 января 1967 года – первой в стране толстой газетой, объемом аж в 16 полос. Теперь-то этим никого не удивишь, а тогда… 1 мая 1968 года рядом с профилем Пушкина появился профиль Горького. Это было абсолютно справедливо – символически дополнить главного поэта дореволюционной России главным прозаиком России новой, точнее Советского Союза.В процессе перемен, в 1990-м году газета утратила профиль Горького. Уж слишком был обласкан прежней властью! Ни о творчестве, ни о мировом значении писателя (а оно имеется, и немалое), понятное дело, речи не шло.Совершить ошибку просто, признать ее сложнее, а вот исправить и вовсе порой невозможно. Но «Литературная газета», посоветовавшись с коллективом и с читателями и заручившись их поддержкой, решила вернуть к 75-летию профиль Горького на свой логотип. И прямо на пресс-конференции главный редактор Юрий Поляков взял и прирастил усатого советского классика к соскучившемуся в одиночестве «нашему всему».Конечно, эта юбилейная акция не отменяет серьезного разговора о том, какой должна быть «Литературная газета» сегодня. Тем более имея на логотипе такие ко многому обязывающие профили. К нынешней «Литературке» даже у самых больших ее доброжелателей имеется много претензий. Но все это – тема для неюбилейного и, повторю, серьезного разговора.