Маленькие пальчики, большие амбиции
Причина выясняется довольно быстро: все родственники Стивена – «маленькие люди», как политкорректно именуют в Америке карликов. И папа, и мама, и дядя, и сестры, и даже брат Рольф.Стивен, единственный член семьи обычного роста, попросту боится, что его ребенок тоже будет карликом и ему будет также сложно жить, как его родным. Кэрол настаивает на рождении ребенка, знакомится с родней Стивена, принимает мир маленьких людей и находит в них поддержку, пока Стивен мучается от невозможности согласиться с таким ходом событий и стать отцом карлика. Любовная история превращается в конфликт взглядов, и мелодрама перерастает в почти политический жест «за равные права больших и маленьких людей». Причем режиссер Мэтью Брайт, снимая фильм о карликах в ролях с актерами-карликами, борется даже не за права маленьких людей на жизнь, работу, развлечения и любовь, а за право карликов не считаться особенными, право быть как все.«В моем фильме маленькие люди – обычные люди, которые работают, воспитывают детей, влюбляются, расстаются, женятся, мечтают, справляются с проблемами и живут, как все прочие. Это первый фильм, который показывает их как личности… Он о том, как понимать и любить людей со всеми их недостатками и несовершенствами», – вот грандиозный месседж Брайта. Голливуд в очередной раз с помощью экстремальной темы старается прорваться через жанровые законы и голливудские штампы к настоящему кино. Но в фильме Брайта законы остаются законами, штампы – штампами, а сюжет не скатывается к спекуляции на модную тему только благодаря Гэри Олдмену и Патрисии Аркетт.Олдмен, который умеет быть непредсказуемым и странным злодеем, стал у Брайта немного застенчивым и обаятельным карликом Рольфом, братом Стивена. Именно его герой помогает Кэрол и получает в финале картины ее многообещающий поцелуй. Чтобы сделать Олдмена карликом были разработаны специальный грим и костюмы, которые изменили его лицо и тело, а для съемок использованы загадочные технологии «форсированной перспективы» и «синего экрана», эффект которых знаком нам по съемкам хоббитов во «Властелине колец». Так что если Гэри Олдмен получит «Оскара» в следующем году, изуродованной в «Монстре» оскароносице Шарлиз Терон будет не так одиноко.Аркетт в этом фильме сыграла хиппи Люси, которая стала подружкой карлика, циника, левака и язвенника Мориса. У Люси нет комплексов и предубеждений, она любит открыто, а что думает – говорит в лицо. Язву Мориса она лечит, разложив по его телу разноцветные камешки, и вместе с Морисом они составляют колоритную и забавную пару, которая своими экстравагантными отношениями между собой и всеми прочими снимает всякий пафос страданий главных героев.Кстати, о страданиях, в одной из сцен Мэтью Мак-Конахи страдает так сильно и выразительно, что начинает напоминать молодого Марлона Брандо. Это становится таким же свежим и редким впечатлением, как и хорошие шутки в самом фильме. Единственный достойный смешной эпизод – это сцена знакомства родителей Кэрол и Мэтью, в которой выясняется, что одно предубеждение у в общем-то лояльных родителей невесты все-таки есть. И касается оно вовсе не родственников жениха, а свадебного обряда: по желанию деда невесты свадьба должна быть сыграна согласно еврейской традиции.И наконец, необязательные наблюдения. «Маленькие пальчики», в которых обсуждаются пропорции и размеры тела как условие счастливой жизни, в которых актеры вынуждены идти если и не на жертвы, то хотя бы на неудобства, связанные со специальным гримом роли, оказался, не смотря на экстремальную тему, фильмом, очень логично вписывающимся в ряд голливудских фильмов разных весовых категорий и жанров: комедия братьев Фарелли «Застрял в тебе», драмы Пэтти Дженкинс «Монстр» и Мела Гибсона «Страсти Христовы». Все эти фильмы не просто демонстрируют интерес Голливуда к телу. В них именно с помощью тела, плоти режиссеры объясняют мир и отношения людей. Ну а хорошие британские актеры (вроде Олдмена) всегда придавали Голливуду лоск и глянец.