Попытка бегства от реальности
Когда-то полоумный Толик из соловьевской «Черной розы…» оповестил нас с экрана об инопланетянах, которые, придя на Землю и не обнаружив тут ничего путного, расстроились и ушли, став ушельцами. Прошло всего лет 20, а уже и мы, земляне, так и не идентифицировав себя в мире добра и зла, придумали, куда сбежать. В виртуальный мир. Отношения там просты и схематичны. ПРИ ПОПЫТКЕ К БЕГСТВУ Караул устал Кто не помнит ту, толикову, «Песню ушельцев», в которой он без слов, одними звуками выразил свою (и ушельскую) грусть-тоску, скачайте и послушайте на WWW.MYLIVEPAGE.COM. Что-то с нами не так. Не тянем как-то на образ и подобие божьи, не соответствуем. Аж с каиновых времен – вместо того, чтобы жить в любви, завидуем и ненавидим, разрушаем и убиваем. Да, были великие праведники и великие мастера, чье существование помогало (на время) человеку верить в свое величие: на фоне Пушкина всякое семейство кажется чуть ли не святым. Но – исключения! А мы – правило. От которого «и рад бежать, да некуда». Интернет нам был дан ко времени: XX век! Караул устал, познав самого себя. На флейте виртуальных труб На излете века отчаянно зажигал сигнальную лампочку Андрей Вознесенский в «Озе»: мир и антимир почти неразличимы. Но и задолго до него в Зазеркалье убегала от скуки реалий – хотя по-иному: по-английски – кэролловская Алиса. Но и задолго до них в мире теней искал живого героя Шварц. А уж чего только ни понавидался там Данте! Интернет отменил все их мучительные поиски. Его зеркало не усложнило, а упростило. Изобретатель трех загадочных «w» Тим Бернерс-Ли в давнем 1991 году и помыслить не мог, что виртуальной сети предстоит выразить мир сущий в незамысловатой матрице. Живопись, книги свести к висящим на мониторе картинкам и текстам. Щемящую ноту флейтиста – до кнопочки «скачать». Нечто похожее – с отношениями между людьми. Не поняв другого и не будучи понят сам, наш брат человек сбежал в виртуал. Базовые для продолжения рода отношения между мужчиной и женщиной вроде бы по-прежнему есть. Но, положа руку на сердце: много ли семей счастливых? Инет «в ответ» предложил сайты знакомств – просто, как «морской бой» (и, кстати, такая служба есть и на www.vm.ru – не хуже и не лучше других). Анкеты, а значит, и формат общения (общения?), ориентированы на малый джентльменский/дамский набор стереотипов: она ищет высокого, успешного, щедрого (или домовитого, солидного, ответственного – для другой категории); он – веселую, симпатичную, без комплексов (или домовитую, хозяйственную, добрую). Чем дело кончится? Как правило, виртуальным же расплевом. Он предложит встречу («у меня или у вас»), читай секс. Она с деланным (привычным) возмущением ответит вариацией на тему «Я не такая»… В более сдержанном варианте: состоится-таки реальная встреча в какой-нибудь кофейне, и разговоры ни о чем. После чего он опять же предложит секс… ну и см. выше. Так уж мы устроены: мужчина видит в сексе старт отношений, а женщина – их венец. Но если привыкли мы приноравливаться к этой разности друг друга, то и Интернет тут не помощник. Мы разбежимся, кляня «этот чертов сайт с его знакомствами», а поутру опять залезем на знакомый адрес, как завзятые наркоманы. Но если даже не разбежимся, и кто-то из двоих поступится гендерными принципами, то надолго ли? Не для того Интернет задуман. А для «общения» (это когда пальчиками кавычки на уровне ушей). Того, которое не требует душевных затрат. Слаб для всего этого оказался человек. Ему бы чего попроще. Пожалте! Ничего личного! Сознательно оставляю за скобками библиотечно-справочную функцию мирового виртуала: кто спорит, здесь можно найти почти все. Но я о коммуникации. Суррогатной. Теперь об «общении» вне гендерного поля – форумах, чатах, блогах. Болтовня в чатах, в том числе и в популярнейшем ICQ (WWW.ICQ.COM), как правило, именно болтовня. Подтвердит любой подросток («А чо, болтаем, да…») Или обмен информацией – за гранью порой абсурда. Наблюдал, как переговариваются по «аське» (ICQ) люди, чьи рабочие столы приставлены встык, а компьютеры – «попа к попе». В форумах тем более никакое не общение. «Кто знает: ABS-датчик от Пежо-207 к Пежо-407 подойдет?» (автомобилисты простят мне идиотизм условного текста), – ставит вопрос ребром пользователь под ником Пупс 2749. Ответят. Кто? Да пользователи с никами Терминатор1345, Чедурашака и Васильиваныч. Королевство кривых зеркал, в которых человек – лишь оттиск сетевого штампа: для сведений и справок. Блогосфера. Она сформировалась недавно – и сразу перекрыла собой предшественников. Здесь доступны и болтовня ни о чем, и консолидация в сообщества, и обсуждение проблем, и новостной контент. В блогах даже знакомятся! И при этом в основе человечнейшая, интимнейшая из форм самовыражения – дневник. В сети же дневники можно открыть всем или только друзьям (то бишь «френдам»). На то, что открыто, кто-то откликнется. Чем не общение? Не будем лукавить. Когда то, что я размещаю в дневнике, предназначено не только для моих глаз, то бросьте в меня камень и не мечтайте об искренности! Он будет так или иначе писаться с поправкой на читателя. …Интернет дал человеку идеальную возможность спрятаться за свою тень. Суицид индивидуальности в угоду стереотипам. Меняем среду обитания? Меняемся сами? Поговорим лет через 50. WWW.3DGRAD.RU можно «прогуляться» по улицам города, «заглянуть» в находящиеся на них офисы, магазины, рестораны, клубы, театры etc. Трехмерный формат 3D позволил создать интерактивную панораму, которая максимально приближает такую прогулку по Москве к реальности. Не надо надевать пальто, хлюпать по уличной слякоти… На сайте журнала «Компьютера» WWW.COMPUTERRA. RU висит любопытная статья журналиста Василия Щепетнева «Конечная цель». У ее автора – абсолютно противоположный взгляд на проблему: он считает, что уход человека в виртуал – благо для человечества, потому что… спасает людей от пакостей быстротекущей жизни. Да и мы о том же… Советуем прочитать статью Евгения Горного «Виртуальная личность как жанр творчества. На материале русского Интернета». Она опубликована на сайте «Сетевая словесность» WWW.NETSLOVA.RU/GORNY/ VL.HTML и рассматривает творческий аспект онлайновой саморепрезентации. Статья вбирает в себя элементы литературоведческого, психологического, философского, культурологического анализа.