Игорь Гранов – заслуженный артист России для «Вечерки»
Раньше мешали худсоветы, а сейчас – их отсутствие ИГОРЬ ГРАНОВ – «ВЕЧЕРКЕ» В нынешнем году корифей российской эстрады, создатель «Голубых гитар» Игорь Гранов отметит сразу два юбилея – семьдесят лет обычной и полвека музыкальной жизни. К этому событию он выпустил новый альбом песен на стихи Сергея Есенина. Корреспондент «Вечерки» расспросил композитора о делах прошлых и настоящих. – Игорь Яковлевич, скажите положа руку на сердце, «Голубые гитары» – это было подражание известным западным образцам или все-таки поиск чего-то своего? Помнится, у многих тогда напрашивалась параллель с «битлами». – «Битлов» мы не копировали только по той причине, что человеку, особенно творческому, всегда нужно иметь свое лицо. Как говорится, копии в приличных домах не вешают. «Голубые гитары» были очень разноплановым с точки зрения репертуара коллективом. Это было продиктовано не только творческими, но и политическими соображениями, потому что мы много ездили за рубеж: Наш ансамбль был одним из немногих «выездных», и надо было показать «товар лицом» – все, что мы умеем. Поэтому в нашем репертуаре были и песни советских композиторов, и русские народные, и даже из «Битлз», чего другим не разрешали вообще. И мы все старались делать на высоком профессиональном уровне – голоса звучали настоящие. Кстати, на Западе мы были очень популярны. Во время таких поездок, помимо творческих, перед нами ставились и идеологические задачи. В целях пропаганды предлагалось возить какие-то фотовыставки, рассказывать об СССР. Но далеко не во всех залах разрешали это делать, и тогда я нашел такую нестандартную форму. Учитывая, что народ в антракте расслабляется, я выходил на сцену и через переводчика говорил, что у людей, сидящих в зале, мол, часто возникают вопросы: кто мы, из какой страны; так вот я вам сейчас хочу показать прекрасный город, откуда мы приехали. И на экране появлялась Москва в слайдах, и я рассказывал о ней и о нашем коллективе. А по поводу названия группы я говорил примерно так: «Вы, наверное, обратили внимание, что никаких голубых гитар на сцене нет, но это не потому, что у нас не хватило краски покрасить инструменты в голубой цвет. Это символическое название, ведь голубой – цвет безоблачного неба, а вы знаете, что наша страна борется за мир. Это цвет романтики». И дальше с улыбкой продолжал рассказывать о Москве. Проходило минут десять, антракт заканчивался, и тогда я как бы невзначай замечал: «Вот я смотрю за кулисы – мои друзья уже готовы продолжать выступление, а я свою миссию выполнил, благодарю за внимание». Самое интересное, что этот трюк всегда проходил на «ура», и после каждого такого монолога зрители искренне аплодировали. – А в какие страны вас «выпускали»? – Нас часто посылали в горячие точки. Например, в Лаос, который был в то время поделен на три части: нейтральную, американскую и нашу. Мы выступали буквально во всех залах, прокладывая искусством дорогу политике. Во всем мире царили предрассудки относительно советских людей. Многие удивлялись, видя, что мы можем говорить о литературе, искусстве, музыке, что мы свободно и прекрасно танцуем и во многом гораздо более развиты, чем местное население. Хотя западная пропаганда, конечно, выставляла нашу страну и ее жителей совсем в ином свете. Поэтому на самом деле мы не просто выступали, а разрушали штампы и стереотипы. Приведу только один пример: после нашего визита в Эквадор у этой страны впервые были установлены дипломатические отношения с нашей страной. – Ваша тяга к общественной деятельности – это, наверное, из тех времен? Музыке такая параллельная жизнь не мешает? – А почему это должно мешать музыке? Да, сейчас я являюсь вице-президентом Международного Союза деятелей эстрадного искусства, председателем общественного совета ГУВД по Московской области, в состав которого входит очень много талантливых актеров, писателей, певцов. Кстати, написал Гимн подмосковной милиции. И в то же время создал цикл песен на стихи Сергея Есенина, параллельно пишу детские песни. Детская шоу-студия «Игра» под руководством моих учеников Игоря и Татьяны Новиковых получила статус народного коллектива и теперь участвует во всех мероприятиях государственного масштаба, чем я очень горжусь. Вообще не вижу ничего плохого в том, чтобы доступными средствами как-то влиять на отношения в обществе. Я видел в этом свою миссию и раньше, во времена «Голубых гитар», и сейчас не изменил своей позиции. Другое дело, что сам я сегодня концертной деятельностью не занимаюсь, но внимательно слежу за всеми творческими событиями. – И какие же музыкальные события последних лет вы можете выделить? Что вообще сегодня происходит на нашей эстраде? – Признаться, мало чего хорошего. Раньше жаловались, что худсоветы мешают творчеству, а сейчас прогрессу мешает как раз их отсутствие. Я в этом глубоко убежден. Потому что пошлость, которая хлынула сегодня с экрана телевизора, никем и ничем не контролируется. Сейчас возможно все – даже нецензурные выражения. Возникают какие-то коммерческие «фабрики»-однодневки, которые якобы занимаются попыткой создания массовой культуры. В наше время нужно заниматься не массовой культурой, а действительно искать талантливых людей и помогать им вставать на ноги. Но это дело не двух-трех месяцев – за такой срок найти и создать что-то стоящее невозможно. Не зря учебные заведения учат профессии три-четыре года, а не два-три месяца. Иначе все это превращается в профанацию искусства. В то же время люди, окончившие профильные музыкальные заведения, не имеют никакой государственной поддержки, и сами вынуждены пробивать себе дорогу. В былые годы мы, помню, даже создавали благотворительный фонд «Икар», который просуществовал лет пять. Платили дополнительные стипендии наиболее талантливой молодежи в консерваториях, ГИТИСе, Гнесинке… Ведь кого-то надо просто поддержать материально, потому что часто талантливые люди не имеют средств к существованию. Была Всесоюзная творческая мастерская эстрадного искусства, она и сейчас есть, но без государственной поддержки ее как будто бы и нет. А тогда ее выпускники попадали в филармонии, наиболее талантливые становились известными и любимыми. Это был естественный отбор – лучших из лучших. А сейчас на эстраду лезут все кому не лень – без музыкального образования, без голоса. И о них, делающих только свои первые шаги в искусстве, всерьез говорят, что это звезды. Справка ВМ: Игорь Яковлевич Гранов – заслуженный артист России, доктор искусствоведения, почетный профессор Международной академии наук. Создав первый в нашей стране вокально-инструментальный ансамбль «Голубые гитары», Игорь Гранов стал основателем не только целого направления в российской эстраде, но и первооткрывателем таких талантов, как Тамара Миансарова и Аида Ведищева. Его песни знала и распевала вся страна. В ансамбле Гранова начинали свою эстрадную деятельность композиторы И. Крутой, П. Бабаков, П. Подгородецкий... В создании мюзикла «Красная Шапочка, Серый Волк и «Голубые гитары» в 1976 году участвовали Лион Измайлов, Михаил Задорнов, Аркадий Хайт, Вячеслав Малежик, Роксана Бабаян. Вслед за первым удачным сценическим опытом последовали мюзиклы «Телешоу», «Телепанорама», программа «Музыкальный аукцион» со звездами российской эстрады. В 1990 году Игорь Гранов создает экспериментальный театр-студию «Музыка» и ставит спектакль-мюзикл «Музыкальный гороскоп». В 1993 году театр был преобразован в «Дом эстрады, сценографии и менеджмента» под его руководством.