Юноши прыгали через «подобие лошади»
На их фоне девушки казались намного бойчее. Они больше читали, были более скорые смекалкою.В нашем городе тогда для девушек не было простой школы гимнастики (подобной тем, что входили в то время в моду на Западе) по причине природной резвости москвичек. И не они, а юноши нуждались в совершенствовании своих молодых тел. Потому именно для них на Трубном (Цветном) бульваре в доме князя Касаткина-Ростовского была открыта Гимнастическая школа. Ее помещение находилось прямо напротив бульварного маломощного фонтана, который вяло циркулировал водой речки Неглинной, как бы символизируя скучную размеренную жизнь молодых людей.Это очень полезное заведение с будущей широкой славой популярности основали, вложив значительный капитал, господа Пуаре и Билье.Школа не имела никакой роскоши, но была оборудована по последнему слову требований к таким же заграничным заведениям — «по всем правилам искусства ломания».В школе были два зала: один для гимнастики «в два света» (то есть по высоте в два объединенных этажа с окнами) и другой — в один свет, для фехтования. В гимнастическом зале на полу был насыпан толстый слой песка. Здесь были оборудованы брусья, бревна, деревянные и веревочные лестницы. В каменной стене можно было увидеть вмонтированные зарубки, по которым ловкие ученики могли взбираться прямо до высокого потолка (вот откуда, должно быть, повелось наше отечественное скалолазание как вид спорта).В зале стояли и чудные, на первый взгляд, снаряды, называвшиеся тогда «подобие лошади». Ученикам говорили: «Вы можете прыгать на нее и через нее». Если наши современники поменяют воображаемый пол «снаряда», то поймут, о чем, собственно, шла речь преподавателя-гимнаста. Эти «лошади»-«кони» и многие другие предметы были тогда физкультурными диковинками для Москвы.Пришедший в Гимнастическую школу мог также «упражнять свою силу и ловкость рук» чугунными гирями. Для точного измерения «могучести» можно было воспользоваться динамометром со стрелкой. К этому громоздкому приспособлению давались разъяснения: «При нажатии пружины прибора по разделенному на градусы медному полукругу отклоняется стрелка. Чем человек сильнее нажимает, тем больше и угол отклонения стрелки». У некоторых «могучих», бывало, стрелка зашкаливала.Фехтованию в Гимнастической школе учил преподаватель Московского кадетского корпуса господин Агафонов. Принципом в занятиях с учениками стало нарастание в физических нагрузках на тело и в сложности выполнения упражнений.Может показаться смешным, но пришедших вначале некоторое время учили просто мотать по команде головой, потом — махать руками и ногами. А если новый ученик не был «медведем по природе», как большинство его сверстников, то он мог начать занятия прямо с половины курса. Первые простые движения, безусловно, считались скучными. Поэтому молодые люди стремились поскорее их усвоить и перейти к более интересным подвижным упражнениям.Гимнастическая школа имела долгую историю своего существования. И в дореволюционной Москве стала настолько модной, что заниматься в ней считалось престижным времяпрепровождением.