«Колдовская любовь» – история о страсти и смерти в театре «Ромэн»

Развлечения

«Романсеро» цыганской любви ВЧЕРА В ТЕАТРЕ «РОМЭН» СОСТОЯЛСЯ ПРЕМЬЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «КОЛДОВСКАЯ ЛЮБОВЬ» На общем фоне московской театральной жизни единственный в мире музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн» стоит несколько в стороне. И это понятно, сама его исключительность несет в себе и несомненную привлекательность, и невидимые трудности для самой труппы – ведь очень сложно находить свой оригинальный драматургический материал и, отвечая ожиданиям публики, наполнять его цыганскими песнями, танцами, буйством красок. Театр «Ромэн» выпустил премьеру, мимо которой не пройдет ни один любитель поэзии – музыкально-романтическую фантазию по мотивам произведений Федерико Гарсиа Лорки, написанную, поставленную и оформленную Георгием Жемчужным. В основу новой постановки легла не только пьеса Лорки «Кровавая свадьба», но и его стихи, мотивы других произведений великого испанского поэта и драматурга. Цыганская тема сильна, обширна в творчестве Лорки. Хочется привести лишь одну его цитату-комментарий к собственному поэтическому циклу «Цыганский романсеро»: «Книга эта – поэма об Андалузии; я назвал «Романсеро» «цыганским» потому, что цыгане – самый благородный и характерный элемент Андалузии. Это книга, в которой почти нет Андалузии, открытой глазу, зато есть Андалузия, чувствуемая в сердце». Так же и постановка Жемчужного рассчитана прежде всего на восприятие сердцем эмоционального потока спектакля. Когда театрального зрителя задевают не только хитросплетения сюжета, острота и драматизм диалогов, но и пестрое многоцветье костюмов (художник Мария Манюк), азарт и темперамент цыганских танцев (постановщик танцевальных номеров Полина Меньших, балетмейстер Любовь Кузнецова) и, конечно же, каскад самой обжигающей и заразительной музыки (кроме музыки композитора Евгения Ширяева, в постановке использована музыка Николая Жемчужного и фольклор цыган мира). «Колдовская любовь» – история о страсти и смерти. Но при этом в центре сюжета образ женщины-матери, которая готова сносить все невзгоды и беды ради счастья сына. Как и в «Кровавой свадьбе» Лорки, в «Колдовской любви» часть героев, не имея имен собственных, превращаются в символические персонажи и обозначены какМать, Невеста, Жених, Отец невесты… И вроде бы при внешней сюжетной простоте этот спектакль постепенно превращается в некую трагическую формулу страстей человеческих. Мать, которая уже потеряла в межродовых рознях-вендеттах одного из сыновей и мужа, узнает, что второй ее сын влюблен в девушку, семья которой косвенно причастна к гибели этих двух близких ей людей. Параллельно с первых же минут спектакля мы узнаем, что девушка – Невеста – хоть и дала согласие на брак, давно влюблена в Леонардо – мужа своей сестры. И пока на фоне городского карнавала с его беспечным весельем, с его заразительными песнями и танцами, идут приготовления к свадьбе, нарастает тревога, предчувствие трагического финала. Благодаря тому что роль Матери исполняет ведущая актриса театра Ляля Жемчужная, созданный ею образ становится ведущим не только в сюжете, но и цементирующим все эмоционально-смысловые блоки спектакля. Играет она внешне сдержанно, жестко, но с ощутимым сильным внутренним зарядом чувств. Ее героиня готова заглушить в себе свою неприязнь к врагам, заглушить в себе накопившиеся обиды ради счастья сына – Жениха. Роль Жениха исполнена Артуром Булдыженко тонко, лирично. А главное, актер очень убедительно умеет передать романтическую, безоглядную любовь, особенно в сценах, когда он объясняется Невесте в своих чувствах и готов все отдать за счастье быть с ней. Но Невеста мечется между Женихом и Леонардо. Между тем, кому дала слово стать женой, и тем, кого действительно любит. Невесту актриса Роза Данченко играет чуть наивной, нежной, но бесконечно растерянной перед хаосом вдруг открывшихся в ней чувств. Пока односельчане весело пируют на свадьбе, Невеста сбегает с Леонардо. Жениху и его Матери остается одно – снарядить погоню за опозорившими их влюбленными. Жених и Леонардо сталкиваются в единоборстве, как на кровавой корриде, мелькают их плащи и шпаги, неся обоюдную смерть… В финале остаются один на один две убитые горем женщины – Мать и Невеста. Как об искупительном наказании Невеста умоляет Мать убить ее, но та знает, что нет более тяжелой участи, чем жизнь с чувством вины, с глухой, невыразимой скорбью по беспечно загубленным любимым людям. Стоит сказать, что спектакль мастерски сыгран актерами театра в несколько преувеличенно-условном стиле, как того требует драматургическая основа. Хорош в роли Леонардо Семон Кортес, он точно и ярко передает страсть и муки своего героя. Борис Василевский, исполнивший роль Отца невесты, великолепно играет добродушного, но хитроватого крестьянина, прикидывающегося простачком. С какой-то неподдельной искренностью роль Жены Леонардо играет актриса Алмаза Плахотная, в ней есть обезоруживающее чувство любви ко всем окружающим ее людям – к сестре, ребенку, к мужу Леонардо. Наконец, нельзя не сказать о великолепно поставленных так называемых «массовках», в которых занята почти вся труппа театра. Когда они поют и танцуют на сцене или проходят через зрительный зал, вовлекая публику в действие, так и хочется сорваться с места и отправиться за ними в края, где есть такие завораживающие, порой щемящие, порой бунтующие песни и танцы, а главное страсти – искренние и испепеляющие.

amp-next-page separator