Прощай, оружие?
Так начинается документальный фильм Майкла Мура «Боулинг для Колумбины». Два часа интервью, репортажных съемок и коротких комментариев режиссера, сделанных неназойливо, будто для самого себя, о причинах насилия среди американцев и применения ими оружия. «Мы нация помешанных на оружии или мы просто психи?» – пытается разобраться Мур. Он выстраивает фильм вокруг ключевого события: бойни в школе «Колумбина» города Литтлтон весной 1999 года, когда два школьника расстреляли 13 человек, а потом покончили собой.Документальный фильм Майкла Мура – громкое событие последних двух лет: он получил «Оскар» и еще два десятка призов на международных фестивалях. Стал самым успешным документальным фильмом за всю историю кино: снят всего лишь за $3 млн, а в прокате получил $60 млн (20 млн в США и 40 млн в остальных странах). Да и кинопрокат этого фильма у нас в стране – уникальное событие: давно ли вы смотрели документальное кино в кинотеатре? При этом сам Мур говорит: «Есть режиссеры, которые в процессе создания фильмов мечтают об «Оскаре», я же думаю о президентских выборах».Он действительно в первую очередь политик или, как сказали бы у нас, гражданин, а потом – художник. Он последовательный и «неукротимый» антибушист: свою книгу «Stupid white man» посвящает разоблачению фальсификации президентских выборов, принимая «Оскар» в 2003 г. трижды повторяет фразу «Стыдитесь, господин Буш», а в открытом письме Бушу может написать: «Стоило бы вынести в Совете безопасности ООН на голосование вопрос о введении голубых касок на территорию США, потому как ни один из твоих предшественников не отваживался делать со своим народом – то есть с нами – то, что делаешь ты».Но в фильме Мур (а человек-гамбургер это он и есть) выглядит простачком: задает наивные вопросы:– У вас есть дома оружие?– Да – На вас когда-нибудь нападали, угрожали?– Нет.– А зачем тогда вам это оружие?– недоуменная пауза…Почему в Канаде, где оружия у граждан не меньше, преступления с его применением встречаются редко (в Америке ежегодно происходит более 11000 тысяч таких преступлений)? Мур совершенно не стесняется этих вопросов и спокойно дожидается ответов. Потому что именно такие простые и прямые вопросы вдруг обнаруживают невероятные связи явлений и вскрывают ежедневный абсурд.Индивидуальная агрессия американцев дополняется (или объясняется?) политикой США – «мирового агрессора», как говаривали раньше. Обывательское обвинение Мэрилина Мэнсона в растлевающем влиянии на молодежь равносильно тому, что считать боулинг, в котором играли те двое школьников накануне бойни, причиной трагедии в Колумбине. А источником популярности оружия в Америке является то, что каждый американец живет в постоянном страхе, навязанном СМИ (лучше продаются новости, которые пугают), государством (напуганными людьми проще управлять) и т.п. Америка – страна тотального страха, превратившегося в паранойю. Эти выводы Мур не произносит с экрана, они сами собой появляются в голове каждого зрителя как раз благодаря главному приему Мура – правильно заданным вопросам.Но для нас фильм важен даже не этим. Расхваливать фильм, пиарить его – все равно что лет 20 назад вести себя, как герой известного тогда анекдота. Говорит как-то американец русскому: «Нет у вас демократии! Вот я могу выйти перед Белым домом и сказать% «Рейган дурак». А ты?» – «И я могу выйти на Красную площадь и сказать, что Рейган дурак», – отвечает русский. Говорить, что Буш – фиктивный президент (это Мур трижды повторил на вручении ему «Оскара» за «Боулинг…»), их дело.Наше дело – увидеть, как мы с устойчивыми амбициями агрессора, терактами, давлением СМИ и проблемами с президентом стали похожи на параноидальную Америку из фильма Мура. Увидеть и испугаться – может, подействует?