Где выход из люка?

Общество

Выяснилось, что под хайвеем, который недавно построили, подразумевалось Третье транспортное кольцо. Мы сообщили, что тот «хайвей», по которому мы сейчас едем, построен уже достаточно давно, а Третье кольцо впечатляет ничуть не менее, радует глаз своими элегантными эстакадами и греет душу водителя возможностью быстро попасть из одной части города в другую. Подруга, уехавшая за рубеж, но оставшаяся российской патриоткой в душе, преисполнилась гордости за свою первую родину, которая, как ей показалось, наконец излечила одну из двух извечных своих болезней.По возвращении в город энтузиазма у нее явно поубавилось. Обычные московские улицы явили собой значительный контраст по сравнению с новыми автострадами. И дело даже не в привычных нам асфальтовых заплатах – хорошо, если их кладут, по крайней мере, не выбоина! Больше всего мою подругу впечатлили канализационные люки, густо рассеянные по дороге. Некоторые из них выпирают из покрытия, некоторые наоборот – прячутся в ямах, глубина которых может достигать полуметра. Это мы, москвичи, знаем, что бдительность – наше лучшее оружие и что, проезжая по городской улице, надо ждать любой подлости от дороги, а человеку, попривыкшему к мировым стандартам, кажутся дикими маневры водителя, лавирующего между никак не обозначенными препятствиями. «Ага! — сказали мы. – Это ты там в своей неметчине расслабилась, а у нас здесь зато никаких лежачих полицейских не надо, и так не слишком разгонишься. А что не отмечены эти места на дороге, так ведь люков этих в городе, наверное, миллион, кто же тебе каждый обозначать будет?» Вот так сказка о замечательных русских дорогах снова обернулась не самой вдохновляющей былью.В последнее время в прессе стали появляться сообщения о том, что российские нефтяные компании скоро будут производить качественно новый битум, который станет сырьем для качественно нового асфальта, а асфальт этот, уложенный на наши дороги, сделает их тоже, в свою очередь, качественно новыми. Такая перспектива не может не радовать. Однако мало кто знает, что любое самое лучшее асфальтовое покрытие на наших улицах изначально обречено на бесконечный ремонт. Причина тому – пресловутые канализационные люки.По традиции, которой уже около полутора веков, крышки канализационных колодцев изготавливают из чугуна. Чугун по определению значительно тяжелее и плотнее асфальта. За день по крышке люка проезжает в среднем несколько тысяч автомобилей, причем немалую долю среди них составляют грузовые. Вы можете себе представить, с какой силой весь этот проходящий транспорт давит на крышку колодца? И какой асфальт способен это выдержать, если в иной жаркий день достаточно обычного женского каблучка, чтобы на поверхности образовалась вмятина? Поэтому, как ни выравнивай дорогу, уже через три-четыре недели появляется новая выбоина.Еще одна беда — таинственно исчезающие крышки канализационных колодцев. «Это ж сколько чугуна зазря пропадает!» — думают некоторые любители металла и старательно исправляют ошибки городских служб. Для того чтобы получить несколько сотен рублей, достаточно просто поддеть вожделенную крышку ломом и доставить на пункт сбора вторсырья.То, что люк становится опасен для здоровья, а иногда и для жизни людей, «промысловиков» заботит мало.Открытый люк может стать причиной весьма серьезного дорожно-транспортного происшествия – это если в него попал автомобиль. А если человек? Сколько известно случаев по всей стране, когда в открытые или просто плохо закрытые люки попадали дети. Иногда последствиями были серьезные травмы, иногда — смертельный исход. Родители говорят своим детям: не играй на стройке – это опасно! Похоже, скоро придется признать, что становится опасным даже просто ходить по улицам.Проблема заключается еще и в том, что даже если отсутствие крышки или требующий немедленного ремонта колодец вовремя обнаружены, не всегда удается сразу установить, в чьем ведении находится данный конкретный люк. Магистральные коммуникации принадлежат многим ведомствам — это и Мосэнерго, и Мосгаз, и Мосводоканал, и Мостеплосеть. Мелкие участки сети эксплуатируют различные городские предприятия и муниципальные конторы. По требованиям ГОСТа на крышке обязательно должна присутствовать маркировка владельца, но большинство крышек городских люков давно перепутаны, а на многих попросту отсутствуют какие-либо опознавательные знаки.Что же делать? Убрать все колодцы с дорог, а на оставшиеся повесить амбарные замки – явно не вариант. Нам так или иначе придется мириться с обилием выходов разнообразных коммуникаций. Это необходимо и для обслуживания, да и просто для проветривания, иначе под землей происходит достаточно опасное накопление газов. Значит, нужны новые технологии в изготовлении и установке люков, такие, чтобы сделать доступ ремонтников к подземным сооружениям удобным, а сами колодцы — безопасными для окружающих.В частности, возможно применение технологии, разработанной бельгийской компанией Hermelock и широко опробованной в мире. Hermelock изготавливает крышки из полиуретана, армированного фибровым стеклом, которые способны выдержать нагрузку в 40 тонн и весят при этом всего 36 кг. Для сравнения, наши «любимые» чугунные крышки того же диаметра весят от 50 до 80 кг.На газонах, обочинах дорог, в парках, на дачных участках, то есть в местах, где высокие нагрузки не предполагаются, возможна установка крышек весом 20 кг с предусмотренной нагрузкой в 12,5 тонны. Разорители люков могут не радоваться тому, что их труд будет облегчен, — новые крышки в утиль не принимаются. Да и снять их постороннему человеку будет непросто благодаря четырехступенчатой системе замков.Крышки Hermelock не способны ломаться сами и разрушать бетонное основание и горловину колодца, поскольку имеют вес и плотность ниже, чем у бетона. Да и дорожное покрытие — радуйтесь, автомобилисты! — деформироваться не будет, ведь крышки поставляются в комплекте со специальной полипропиленовой рамкой, выполняющей функцию монолита в дорожном покрытии.Может быть, не так уж много лет пройдет, пока наши дороги действительно станут «хайвей суперкласс»? Главное — найти выход из люка.

amp-next-page separator