Ирина Купченко - княгиня телеэкрана
За свою жизнь в искусстве Ирина Купченко создала тот собирательный образ русской женщины, который можно предъявить миру с той же гордостью, что и святую (определение Томаса Манна) русскую литературу. И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. И проедет в кибитке пол-Земли за мужем на каторгу, вытерпев и ледяную вьюгу, и ледяной тон сибирского чиновника, пугающего княгиню кандалами. И подберет пьяницу-забулдыгу, преодолев отвращение, пожалеет, поймет, полюбит, потому что никакая обеспеченная жизнь не стоит и ломаного гроша без желания отдать кому-то свое тепло. И дождется с внутренней войны своего мужа, встретив его в доме теплом, прощением и смехом детей. И оставит незыблемую «ячейку общества» ради настоящей любви. И пойдет мыть машины, чтобы выжить в переломную эпоху. И наполнит последнюю ночь отпущенной ей жизни царицы, жены и матери таким мощным и ясным свечением любви, точно попытается вобрать в нее все недожитое. Ее царицы и княгини естественны, как воздух, ее простушки несут в себе достоинство аристократов. Впрочем, сама Ирина Петровна истинным везением считает те несколько случаев, когда режиссеры разглядели в ней комедийный дар. Ирина Купченко родилась в послевоенной Вене. Раннее детство прошло в военных гарнизонах, где служили фронтовики, герои войны, про которых тогда можно было сказать словами чеховских сестер: «Лучшие люди – военные». Позже своих красавцев-сыновей Ирина Купченко и Василий Лановой будут гораздо чаще водить на военные парады, чем в театр (не говоря уже о закулисье), и добьются желаемого – дети не пойдут по стопам родителей. Городом своего детства Ирина Купченко считает Киев, где осела, наконец, семья ее отца и где она школьницей отправилась во Дворец пионеров записываться в какой-нибудь кружок. Выбор, оказавшийся провидческим, пал на театральный и кинооператорский кружки. После учебы на филфаке, от которого осталось приличное знание иностранных языков, Ирина Купченко поступила в Щукинское училище. Во время учебы пошла сниматься в массовке на «Мосфильм», ошиблась дверью и наткнулась на Андрея Кончаловского, который находился в творческом поиске Лизы Калитиной и вдруг увидел идеальную Лизу – цельную, ясную, трагическую натуру. С «Дворянского гнезда» и начал создаваться ее неповторимый образ женственности и жертвенности, стальной хрупкости, загадочной простоты. Кино отвоевало ее у театра примерно со счетом 3:1. Последняя ее премьера в Театре им. Вахтангова, где она работает с окончания училища, случилась семь лет назад. Узнав, что Купченко будет играть Роксану, театральный народ пожал плечами – эк, Мирзоев намудрил. Но в витиеватом, полном лунной мистике мирзоевском «Сирано» ее Роксана – вне возраста, вне времени – достигала подлинного трагизма, прощаясь с несбывшейся любовью. Зато сегодня новый худрук Римас Туминас именно с Ириной Купченко репетирует свой дебют в качестве лидера легендарного театра. В «Тихой ночи» Гаральда Мюллера она сыграет 68-летнюю мать, живущую в доме престарелых, к которой перед Рождеством приехал сын – но вовсе не затем, чтобы забрать ее на праздник.