Не хладен, пока не умер
Другое дело, что извечная тема «американской мечты», ради осуществления которой герои готовы пройти через любые житейские испытания (будь то жестокая борьба за существование на улицах Нью-Йорка периода Гражданской войны или же участие в этой самой последней битве на территории США), преподнесена и в «Бандах Нью-Йорка», и в «Холодной горе» без особых прикрас, а порой даже жестко. В частности, в «Холодной горе» англичанина Энтони Мингеллы довольно мощно показан весь ужас кровавой людской бойни, особенно в батальных сценах под Питерсбургом. И прежде всего пугающе отражена роль карательных отрядов самообороны из числа южан, которые без суда и следствия, хладнокровно и мстительно расстреливали тех, кто посмел после долгих лет изнуряющих боев покинуть войска конфедератов и отправиться по домам.Хотя лирическая линия исключительно трогательных и непостижимо верных взаимоотношений молодого деревенского парня-плотника Инмэна и Ады Монро, дочери местного пастора, которые были надолго разделены друг с другом из-за затянувшегося сражения Севера и Юга, призвана смягчить сердца зрителей, более того – позволить им впасть в излишнюю сентиментальность. Но все это выглядит несколько придуманным и искусственным (неслучайно в «оскаровских бедах» картины начали винить Николь Кидман, якобы недостаточно приглушившую в роли Ады свой ослепительный блеск роскошной голливудской кинозвезды). Что особенно заметно на фоне укорененных в натуральной реальности, по-настоящему характерных персонажей в исполнении, например, Филипа Сеймура Хоффмена, Рея Уинстоуна и Рене Зеллвегер.Последняя играет бродяжку Руби Тьюэз, прибившуюся к хозяйству беспомощной Ады, причем воплощает ее с какой-то восторженной отчаянностью, не боясь быть смешной крикливой молодкой, которая готова горы свернуть, лишь бы навести порядок на захиревшей ферме.Но за этой напускной веселостью никогда не унывающей Руби на самом деле таится тоже страдающая душа, прорывающаяся наружу только дважды: после убийства непутевого отца и при виде наконец-то встретившихся Ады и Инмэна.И вообще «Холодная гора», несмотря на ритмические сбои и затянутость второй половины ленты, вопреки существующему мнению, что Мингелла («Английский пациент», «Талантливый мистер Рипли») никак не может избавиться от сдержанности и даже холодности в демонстрации человеческих эмоций, является произведением об обычных людях, что ныне в эпоху компьютеризированного кино следует воспринимать чуть ли не как диковину. Здесь действует реальная массовка в эпизодах на поле боя, и мы успеваем рассмотреть лица тех, кто погибает, некоторым героям сочувствуем, а когото начинаем ненавидеть. Наверно, это похоже на отмирающий кинематограф, которому уже не будет места среди виртуальных экранных игр со зрителями.