Чистые сапоги и горячие сердца в новом фильме Олега Фомина

Развлечения

Самое страшное кино у нас уже шло. Самый лучший фильм мы тоже пережили. Теперь на очереди – самый честный. Девять разгневанных мужчин – царские офицеры, белая косточка, голубая кровь, «все они красавцы, все они таланты, все они поэты» – по лесам и по долам пробираются в Екатеринбург, чтобы спасти заключенного в доме Ипатьева Николая П с семьей… Это очень резвое кино – «Господа офицеры. Спасти императора» Олега Фомина. Его герои по воле авторов попадают в разные переделки, отстреливаются, скачут на лошадках, взрывают тепловоз, стоят у стенки под расстрелом, словом, делают все, что положено делать героям истерна. В этом месте, наверное, надо бы пояснить, что такое истерн. То же самое, что вестерн, только вместо ковбоев – наши дяди, а вместо американского Запада – наш Восток. Типичные примеры советского истерна: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Хлеб, золото, наган» и отчасти «Неуловимые мстители». «Господа офицеры» – кино очень наивное, даже смешное в своей наивности, грубоватое в своем пионерском задоре, мальчишеское, почти детское, но ведь никакой исторической достоверности от приключенческого жанра не ждешь. К «Трем мушкетерам», например, никто таких требований не предъявляет. Поэтому стоит ли журить Олега Фомина и сценариста Сергея Кузьмина за предсказуемость сюжетных ходов? Приблизительно на третьем убитом герое понимаешь, что гады-красноармейцы всех их по очереди отправят на тот свет вместе с их благородной миссией, а единственный неожиданный форсаж – самый обаятельный и привлекательный за секунду оказывается подлым предателем, но тут же перевоспитывается и жертвует собой, – пришпилен к сюжету наспех, на съемочной площадке, чтобы хоть как-то разнообразить общий равнинный фон. Все это можно было бы написать, если бы Олег Фомин снял просто резвый энергичный боевичок без претензий и на этом успокоился. Но Фомин утверждает, что снял самое честное-пречестное кино. Вон оно как. Спору нет – сделано на совесть. Оператор поработал очень честно – зелень в кадре очень зеленая, краски очень яркие. Гример тоже постарался – положил на лица толстый-толстый слой крем-пудры. Актеры честно отработали все, что выпало на их нелегкую долю. Александр Бухаров, поразительно похожий на молодого Янковского, честно стрелял с двух рук, Сергей Баталов честно вскакивал на коня, оттолкнувшись ногой от дерева, Анатолий Белый честно кашлял, изображая чахоточного чекиста (привет Феликсу Эдмундовичу). Вообще все честно кувыркались, прыгали, бегали туда-сюда и пели русские романсы. Костюмер честно чистил сапоги и платье – таких чистых сапог я давно не видала у людей, прошедших пешком полстраны. Анна Азарова честно изображала столбовую дворянку, правда, не вполне удачно, потому что даже в допотопной шляпке с кусочком старой занавески больше походила на девушку с обложки. Но это не ее вина. А в конце главный хороший герой и главный плохой честно отмутузили друг друга и хороший, как полагается, остался в живых. Только мне кажется, что Фомин имел в виду какую-то другую честность. Он имел в виду, что поведал нам страшную правду о русский офицерах. Что они хорошие. А красные – плохие. Это в 2008-то году! Вот если бы он этот секрет выдал в году эдак 78-м… тогда кино стало бы действительно честным. А сегодня гораздо приличнее снять просто приключенческий фильм и не делать из него идеологическую проповедь. Как сказала одна из моих коллег, лучше бы они искали клад.

amp-next-page separator