На Сретенке – время собирать камни

Развлечения

Спектакль «d’avant», привезенный в Москву на фестиваль современной немецкой хореографии – плод совместной фантазии и творческого преображения действительности, предпринятый двумя новаторскими труппами – «Sasha Waltz & Guests» (Берлин) и «Les Ballets C. De la B.» (Гент). Исполнявшееся на сцене «Школы драматического искусства» на Сретенке сочинение современных хореографов настолько точно вписалось в своеобразное пространство сцены с его похожим на храм высоким сводом, осененным деревянными панелями и белой штукатуркой стен, что создатели театра Анатолий Васильев и художник Игорь Попов были бы довольны. Четверо исполнителей спектакля «d’avant» – Сиди Ларби Шеркауи, Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола, Люк Данберри и Дамьен Жале – не только авторы хореографии, исполнители и полноправные соавторы-режиссеры. Они – музыканты и вокалисты, область их интересов – средневековая музыка и полифоничное пение. Именно таков «саундтрек» спектакля – утонченное, многоголосое пение, которым артисты сопровождают свой танец. Сам же спектакль вмещает в себя целый мир. Здесь и религиозные мотивы – жертвы, распятия, смерти. Но ими вовсе не ограничивается круг образов и рождающихся ассоциаций. На сцене крупным светлым камнем выложен круг, как вымощены мостовые в южных городах Средиземноморья. Светлая пыль от камней постепенно покрывает тела и костюмы танцовщиков, присыпая светлой пудрой ряды зрителей. Видимо, это привет из портового Марселя, где труппа провела на фестивале незабываемые дни. Ловко жонглируя сюжетами современной жизни, исполнители свободно и легко имитируют то футбольные баталии (где мяч – голова одного из танцовщиков), то пародируют попсу, уморительно переводя ее в ритмы рэпа, то проходят безумным маршем-манифестацией, выступая сразу за и против всего и всех – пацифистов и феминисток, националистов, зеленых, иммигрантов, террористов и сектантов. Фантазия и энергия артистов кажется неисчерпаемой, как и изобретательность их движений. Вот двое затейливо, как бы танцуя, меняются пиджаками, а потом из двух человек – в красном пиджаке и зеленых брюках и в зеленом пиджаке и красных брюках – вылепляется один, который, становясь то красным, то зеленым поочередно, движется замысловатым путем, заставляющим забыть, что это восхитительный акробатический этюд. В спектакле сильна не только хореографическая и вокальная сторона, но и медитация. Целая финальная сцена отдана построению неких сакральных символов из светлого камня, вымостившего сцену. Сначала это постепенно вырастающие постаменты, на которых, покачиваясь с опасностью для собственной устойчивости, печально поют трое исполнителей. Как потом становится ясным, они оплакивают четвертого. Товарищи скромно опускают его в каменную могилу, надгробием для которой служат те же камни, скрывающие измученное тело страдальца. Так, наверное, обозначают место последнего приюта где-нибудь в аравийской пустыне. «d’avant» – свободная и лишенная строгих канонов сценическая композиция. Предполагается, что зритель на таких спектаклях становится полноправным соавтором артистов – домысливая, дофантазируя и дочувствуя то, что в виде легких намеков и прямых ассоциаций щедро и бесстрашно приносят на сцену авторы. В случае с московской публикой, похоже, сложился идеальный баланс между сценой и залом – на спектакль пришел именно тот зритель, которому действительно нужно такое искусство. А когда публика, знает, чего она хочет – получает гораздо больше.

amp-next-page separator