Авиакомпании «Атлант-Союз» исполнилось 15 лет
Если на фюзеляже самолета вы увидели герб нашей столицы – знайте, что летите не простым лайнером, а официальным перевозчиком правительства Москвы. Такой статус носит единственная авиакомпания – “Атлант-Союз”, и недавно ей исполнилось 15 лет. Накануне юбилея мы встретились с генеральным директором “Атлант-Союза” Евгением Филатовым.– Евгений Вячеславович, становление “Атлант-Союза” пришлось на период распада нашего большого Союза, разрыва привычных экономических связей, время стремительных взлетов и сокрушительных падений. Тем не менее вам удалось не просто удержаться “на крыле”, но и стать одной из самых успешных авиакомпаний. Скажите, а что стало экзаменом на зрелость?[/b]– “Атлант-Союз” был одним из пионеров коммерческой авиации в России. Многие из тех, с кем мы начинали, канули в Лету, не оставив ни следа от своей бурной деятельности. За эти полтора десятилетия наши самолеты 3 тысячи раз облетели земной шар, побывали на всех континентах, включая Антарктиду, перевезли миллионы пассажиров и сотни тысяч тонн грузов по всему миру.Мы всегда хотели работать под началом крупного акционера, умного, понимающего партнера, поддерживающего перспективные бизнес-проекты, мыслящего государственными интересами. И когда в 1999 году столичное правительство принимало решение о приобретении контрольного пакета акций нашей компании, это стало для нас своеобразным экзаменом на зрелость. И своей работой “Атлант-Союз” подтвердил, что заслужил честь носить статус официального перевозчика правительства Москвы.– Конечно! Наша главная привилегия – право использования герба столицы и всех ее официальных символов на бортах воздушных судов. Но это и накладывает на нас очень серьезную ответственность. Должен сказать, что авиакомпания, по оценкам экспертов, зарекомендовала себя надежным партнером на рынке авиаперевозок. Недаром последние несколько лет “Атлант-Союз” становится обладателем престижной национальной премии “Крылья России”.С момента создания основным направлением деятельности авиакомпании была эксплуатация грузовых самолетов Ил-76. Наши воздушные грузовики много раз доставляли в пострадавшие от стихии районы медикаменты и продовольствие, спасая миллионы жизней по всему миру. Где только не выполняли свою миссию “атланты” – и в суровой Антарктиде, обеспечивая всем необходимым полярников, и в жаркой Африке. Выполняя программу правительства Москвы, наши самолеты из года в год доставляют малообеспеченных детей из столицы в здравницы России и зарубежья.С учетом изменения ситуации на грузовом рынке в 2005 году главный акционер принимает решение – развивать пассажирские перевозки. Это дало возможность не распыляться, а специализироваться на главных направлениях.В первую очередь, на чартерных перелетах. И вот здесь-то авиакомпания продемонстировала высочайшую динамику роста. Если в 2005 году рейсы выполнялись лишь по восьми направлениям, то уже в нынешнем году чартеры летают по 30 маршрутам.Хургада и Шарм-эль-Шейх, Анталия и Даламан, Варна и Бургас, Мальта и Тиват, Барселона и Пальма-де-Майорка… и еще два десятка аэропортов стали для “атлантов” такими же родными, как наш базовый аэропорт – “Внуково”.– Вы сделали ставку на пассажиров – значит, потребовались воздушные суда большей комфортности?[/b]– Да, пришлось существенно обновлять парк пассажирских авиалайнеров. Подписаны контракты на шесть самолетов “Боинг-737-800”. Первый самолет получим уже в октябре, три – в ноябре и два остальных – в начале будущего года. Все воздушные суда 2002–2003 года выпуска. В салоне 189 мест. Это как раз то, что требуется, поскольку на отдельных направлениях туроператорам трудно обеспечить загрузку 350 пассажиров в Ил-86. Кроме того, подписали контракт на поставку четырех совершенно новых “Боинг-737-800”, которые придут к нам через два-три года.Для выхода на рынок региональных перевозок мы покупаем 15 тридцатиместных самолетов бразильского производства “Эмбраер120”. Сейчас они дорабатываются для соответствия европейским и российским требованиям. Два самолета, кстати, уже летают. До конца года планируем ввести в эксплуатацию до 10 самолетов, остальные – на будущий год.Причем хотим сделать 12 самолетов только экономического класса, а три – полностью укомплектовать для пассажиров бизнес-класса.– Конечно, нет! Будем продолжать эксплуатировать отечественную технику, пока позволит ее ресурс и пока это экономически выгодно. Ил-86, к примеру, очень надежный и вместительный самолет. Однако цена на топливо постоянно растет, поэтому испытываем серьезные трудности с эксплуатацией отечественных самолетов предыдущего поколения.– Столичное правительство стало инициатором возрождения региональной авиации. Какая роль в этом проекте отводится “атлантам”?[/b]– Первостепенная! “Атлант-Союз” – головной разработчик Московской городской целевой программы возрождения региональных перевозок. Вот последняя новость: недавно авиакомпания открыла рейс в Псков. Но ситуация, на самом деле, непростая. Не секрет, что за 15 лет кризиса в гражданской авиации произошел катастрофический упадок инфраструктуры аэропортов местных воздушных линий. Большинство из них остались только на бумаге, и чтобы их реанимировать, нужны значительные вложения. Мы представили правительству Москвы поэтапный бизнес-план развития региональных перевозок – и он был одобрен. До конца года будем летать как минимум на 5–7 региональных линиях – в Белгород, Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов и другие губернии.– Хотя пилотов не хватает, требования к профессионализму пилотов у нас очень высоки. Переучили летный состав на “Эмбраеры” и “Боинги” за рубежом. Для тренировки на тренажерах отправляем пилотов во Францию, Великобританию, США.Сейчас ощущается не только дефицит летного и инженерно-технического состава, но и авиационного персонала в целом – пожинаем “плоды прошлого”... Молодежи нет, а старшее поколение уходит на пенсию по возрасту. По всей стране выпуск летного состава в год составляет всего 100 человек, а нужно, как минимум, 500, причем разбирающихся в иностранной технике и на достаточном уровне знающих английский язык. Авиакомпания начала работу с учебными заведениями, но необходимо создавать цивилизованные условия для жизни и работы выпускников в столице, а этот непростой вопрос находится в плоскости социального обеспечения.– Все больше состоятельных деловых людей и крупных корпораций нуждаются в рейсах “вне расписания” и с высоким уровнем комфорта. Кстати, согласно социологическим опросам пассажиры самолетов деловой авиации проводят время в пути даже более эффективно, чем на земле… “Атлант-Союз” может предоставить такие возможности?[/b]– Безусловно, поскольку наша авиакомпания задает тон и в таком узкоспециализированном сегменте авиаперевозок, как бизнес-авиация. В парке “Атлант-Союза” есть уникальный по своим характеристикам и качеству исполнения самолет Ту-154М.Лайнер оборудован для полетов без ограничений в страны Европейского Союза, он оптимален для деловых поездок, корпоративного отдыха и обслуживания мероприятий крупных корпораций.Три салона оборудованы всем необходимым для эффективной работы и отдыха во время полета. К услугам клиентов конференц-зал на 10 человек, спутниковая связь, беспроводная связь между всеми салонами, комфортабельное купе главного пассажира. Во всех салонах установлены плазменные панели для просмотра полетной информации и развлекательных программ. Понятно, что такой самолет пользуется повышенным спросом у заказчиков.– Конечно, случаются и экзотические перевозки. Например, перевозили дельфинов, табун лошадей Пржевальского… В области грузовых перевозок авиакомпания выполняет полеты в регионы Северной Америки и Азии, Африки и Европы. География охватывает практически весь мир.– Лето в разгаре, москвичи стремятся в отпуск… Оправдываются ли предсказания экспертов о том, что в связи с повышением цен на туры спрос на чартеры упадет?[/b]– У нас полностью сформирована программа чартерных перевозок на лето, и я не вижу серьезных предпосылок к падению спроса на туристическом рынке – заявок значительно больше, чем самолетов, ощущается реальный дефицит и неудовлетворенный спрос. Хотя турпакеты сами по себе подорожали и это зависит не только от роста цен на авиатопливо, – однако объем чартерных перевозок по отношению к прошлому году вырос на 10% . А маршрутная сеть “Атлант-Союза” традиционно охватывает лучшие курорты мира в Испании, Греции, Хорватии, Египте, Турции, Мальте, Тунисе, Италии…– Об этой ситуации уже много сказано, но напомню, что авиакомпания была вынуждена задержать вылеты 9 чартерных рейсов из-за сбоя в поставке авиационного топлива от поставщика ТОАП Торгового дома “Топливное обеспечение аэропортов”.Мы сделали все возможное для минимизации времени задержек рейсов, направили официальные обращения к заказчикам-туроператорам о переносе времени вылетов и необходимости оповещения пассажиров. До момента фактического прилета воздушных судов из Москвы, пассажиры, находящиеся в Анталье, Даламане, Хургаде и Шарм-Эль-Шейхе оставались в отелях и были вывезены в аэропорты к фактическому времени вылета рейсов в Москву. Пассажиры, ожидающие вылетов рейсов в аэропорту “Внуково”, были обеспечены питанием, желающих разместили в гостинице.Благодаря скоординированным действиям авиакомпании “Атлант-Союз” и аэропортового комплекса “Внуково” самолеты были заправлены горючим и вылетели к местам назначения.Авиакомпания принесла глубочайшие извинения пассажирам, а также заказчикам-туроператорам за причиненные неудобства и задержку вылетов чартерных рейсов. Безусловно, компания приняла все необходимые меры для того, чтобы исключить подобные ситуации впредь.– Уже сейчас своей работой мы закладываем будущее авиакомпании. Используя современные, эффективные типы воздушных судов, мы сможем предложить пассажирам услуги более высокого качества и вывести “Атлант-Союз” на новый уровень… Я уже вижу, как вы, уважаемые пассажиры, занимаете места в суперсовременном, комфортабельном лайнере, приятно проводите время в полете и быстро, без помех, прибываете к месту назначения. А мы сделаем все возможное, чтобы вы получали истинное удовольствие от полета.Евгений Филатов в 1982 году окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации по специальности “экономика и организация воздушного транспорта”. С 1982 года работал инженером, сменным начальником аэропорта “Душанбе”. В 1998 году получил второе высшее образование в Академии ГА.С 1992 по 2005 год в авиакомпании “Волга–Днепр” занимал должности менеджера, заместителя руководителя, руководителя производственно-диспетчерской службы, заместителя коммерческого директора. Работал в Великобритании управляющим директором компании Volga Dnepr UK Ltd.С 2005 года – руководитель службы организации и обеспечения полетов, первый заместитель генерального директора авиакомпании “Атлант-Союз”.С октября 2007 года – генеральный директор авиакомпании. [i]“Вечерняя Москва” поздравляет “Атлант-Союз” с 15-летием и желает, как принято у авиаторов, чтобы количество взлетов совпадало с количеством посадок.Успехов и всего самого доброго![/i]