13 июня 1978 года в СССР произошло ЧП
В тот день в Советском Союзе произошло ЧП: на артиллерийском крейсере Тихоокеанского флота “Адмирал Синявин” во время показательных стрельб погибли 37 человек экипажа. Ни одно из советских СМИ не поместило об этом инциденте даже нескольких строчек. И все потому, что каких-нибудь два месяца и шесть дней до этого этот же крейсер посетил Леонид Брежнев (во время своей поездки по Дальнему Востоку). Видимо, наверху посчитали: крейсер, по которому ступали ноги генсека, не имеет права попадать в хронику происшествий. Между тем трагедии предшествовали следующие обстоятельства.После посещения Брежневым крейсера, “Синявин” мгновенно превратился в место массового паломничества: на него стали водить экскурсии, про него писали в газетах, от него требовали “идти дальше и делать больше”. А крейсер-то был уже старый: ему было более двух десятков лет, он прошел более 200 океанских миль. Но наверху это мало кого волновало. Вот и в тот злополучный день на “Синявин” пришла очередная делегация: артисты, писатели. Чтобы поразить гостей, командование крейсера устроило зачетные стрельбы, хотя делать это было нельзя: они намечались на август. Но командование хотело затмить всех: и гостей, и главкома. Тем более что во время подготовительных стрельб экипажу сопутствовала удача. Далее послушаем воспоминания очевидца тех событий - капитана II ранга Л. Мрочко: “День был муторный: на корабле полно гостей – артисты, писательская делегация. Сначала выполнили (и довольно успешно!) подготовительную стрельбу. А потом якобы по просьбе экипажа, командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил отстрелять и зачетную. Мы с корреспондентом “Красной Звезды” капитаном II ранга Л. Климченко должны были идти в носовую башню, но мне принесли гранки свежего номера газеты, и я задержался.Он пошел один. Пока я вносил правку, началась стрельба. И вдруг – взрыв. Выбежал на верхнюю палубу и увидел, что носовая башня окутана дымом. Никто еще толком не понимал, что же произошло.Когда отдраили бронированную дверь, живых в башне не оказалось. Все тридцать семь человек – расчеты боевого и перегрузочного отделений, а также присутствующие на стрельбе – погибли..” Как установит следствие, непосредственной причиной трагедии стало то, что при подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие первой башни не выстрелило и туда ошибочно был послан очередной снаряд.Забегая вперед, сообщу, что непосредственные виновники случившегося были наказаны следующим образом: командир крейсера и его заместитель по политчасти и командир артиллерийской боевой части были сняты со своих должностей и назначены с понижением. Командир соединения контр-адмирал В. Варганов, разрешивший перенос стрельбы с августа на июнь, был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии.