Сегодня открывается 65-й Венецианский фестиваль
Сегодня открывается 65-й Венецианский фестиваль, и вся киношная и прочая публика уже выгружает чемоданы на острове Лидо, желая получить свой кусочек счастья. Кто-то приехал смотреть кино, кто-то – из-за “живого” Бреда Питта, некоторым хочется пройтись по красной дорожке Palazzo del Cinema, а кому-то фестиваль нужен “по бизнесу”. Но есть особая категория – те, чьи фильмы участвуют в конкурсе.Они приезжают за “Львами”. Они редко готовы признаться в этом даже самим себе, но я почему-то уверена: каждый, кто узнал о том, что его картина едет в Венецию, в своей, как правило, креативной голове уже срежиссировал свой единственный и неповторимый выход под нескончаемые овации зала. Сделал ли это Алексей Герман-мл., чей фильм “Бумажный солдат” – простая история сложноустроенного человека – будет, простите за пафос, “представлять Россию” на нынешнем Кинобиеннале? Это мы попытались узнать у венецианского конкурсанта накануне события.– Да, вот как раз сижу, дописываю торжественную речь. Прекратите, мне сейчас не до этого. Сейчас главное – картину завершить, вот как раз сейчпс делаем звук.– О поколении моих родителей, поколении 61-го года, о невероятно тонком, сложноустроенном человеке, который запутался в женщинах, запутался в том, как жить дальше. Это с одной стороны. С другой – это, отчасти, кино про врачей, которые работали на советской космической программе. Еще это кино про любовь, про какие-то важные для меня вещи.– А о ком я еще могу снимать? Мне это близко. Я сам, в общем-то, некоторым образом сложный, нервно устроенный человек. Я же не могу снимать фильм о том, что не чувствую и не понимаю.– А долго ли вы искали актера на роль своего “сложноустроенного” героя?[/b]– Очень – месяцев пять. Мы пробовали много актеров, потом Чулпан сказала нам про Мераба Нинидзе – он играл в “Покаянии” и в фильме “Нигде в Африке”, получившем Оскар. Мераба мы нашли в Австрии – он сейчас там живет. Когда он приехал на пробы, мы поняли, что это тот самый тонко устроенный человек, который нам нужен.– Да, вы правильно понимаете. У Чулпан в фильме очень сложная драматическая роль. Она, на мой взгляд, если оставить за кадром блокбастеры и коньки, актриса выдающаяся. У нас по-разному складывались отношения, но я благодарен ей за то, что в тех, прямо скажем, не самых легких условиях, в которых мы снимали, она ни разу не пожаловалась, ни разу не “дала звезду”. Я не слышал от нее “мне холодно” или “мне неуютно”, хотя поводов произнести эти слова было более, чем достаточно. Без нее это, конечно, был бы другой фильм – не знаю, лучше или хуже, но другой. Мы ссорились, мирились, но в конечном итоге я благодарен Чулпан.– Режиссер, который не прислушивается к мнению артистов, на мой взгляд, сумасшедший. Лично я прислушиваюсь. Я никогда не принадлежал, и, надеюсь, не буду принадлежать к режиссерам-самодурам, которые без большого мегафона не могут слова сказать. Съемки – это совместный процесс и надо прислушиваться друг к другу. Что касается Чулпан, то в какие-то моменты я считал, что надо делать так, а она – по-другому.– Надеюсь, до рукоприкладства не дошло? Хотя вы не похожи на человека, который может ударить, и матом, наверное, вы не ругаетесь?[/b]– Ругаюсь. И ударить я тоже могу.– Да, были.– Скептически. Наверное, можно, зная болевые точки, залезть ему глубоко вовнутрь и заставить “выдать” нужную тебе эмоцию, но, по-моему, это не слишком красиво. Мне кажется, есть какая-то грань, переходить которую нельзя.Можно ругаться матом, можно заставлять людей достаточно беспощадно, без выходных, работать, – оставаясь при этом с ними в хороших отношениях; многое допустимо в работе, но издеваться – это антигуманно. Какие-то вещи допускать нельзя хотя бы потому, что в итоге это тебя самого уродует.– Режиссер – насколько вообще это гуманная профессия?[/b]– Сложно сказать. Режиссер – это все-таки профессия самовлюбленных, болезненно тщеславных людей. И с одной стороны, все мы понимаем, что творческие профессии как ни крути влекут людей амбициозных, людей определенного склада. Но, с другой – нужно знать меру. Я вижу как многие наши товарищи – снаружи весьма успешные – из прекрасных, внутренне наполненных людей, превращаются в каких-то неприятных существ, завистливо озабоченных только собой. Я бы очень хотел этого избежать, не знаю, насколько у меня это получится.– Я особо не гонюсь за деньгами. Хотя, в принципе, могу их заработать – доказательство тому рекламный ролик, который мы недавно сняли. Он вошел в шорт-лист Каннского рекламного фестиваля, и это серьезный успех.Из России были мы и еще кто-то. Так что я могу делать хороший коммерческий продукт. Но на данный момент мне важнее кино.– Не знаю, на самом деле, не будем кокетничать – мне есть где жить и на хлеб какой-то удается заработать. Не знаю, как бы я себя вел, если бы всего этого не было. Так что по поводу “устойчивости” – вопрос спорный, у меня не было шанса это проверить.Но с другой стороны… Скажите – что изменится в моей жизни, если у меня будет какой-то там суперавтомобиль? Что во мне изменится? Я что, стану лучше, более привлекательным? Это какая-то странная – ну, необходимая, наверное, для кого-нибудь – зависимость от “причиндалов”. Сомневаюсь, что это делает людей счастливее.– А “Золотой Лев” Венецианского фестиваля сделает вас счастливее?[/b]– Сейчас вы заставляете меня ступать на опасную территорию – потому что, как бы я ни ответил, все будет поидиотски. Если я скажу “а мне наплевать” – это будет неправдой. Потому что мы понимаем, что “Золотой Лев” может изменить довольно многое.– Теперь вы меня укололи. Поэтому придется говорить так, как я думаю. А думаю я, что нельзя ставить свою жизнь в зависимость от фестивальных наград. Надо просто делать искреннее кино. Но конечно, трудно гнать от себя мысли о награде, о том, что это что-то поменяет. Особенно на самом фестивале. Ведь фестиваль – это своего рода наркотик.– Без “Льва” я один раз день уже проводил, когда в 2005 году “Гарпастум” был в венецианском конкурсе. Выглядит это так: на следующий день после фестиваля мы летим домой. Все коллеги будут прятать глаза, неискренне говорить, как им понравилось, жаль, что картина ничего не получила. Будут стараться поменьше общаться – вдруг я начну их грузить?