Возможные проблемы школьника
Новый учебный год в московских школах откроется уроком (классным часом) “Равные возможности – мы разные, но в этом наша сила”. Тема явно отзывается на инициативу Юрия Лужкова объявить 2009-й “Годом равных возможностей”.Только мэр имел в виду помощь города инвалидам, а школа расширила его трактовку.Потому что настоящих инвалидов со справкой среди учеников раз-два и обчелся, а ребят с ограниченными возможностями – каждый пятый. Плохое здоровье далеко не всегда входит в круг проблем, которые они испытывают сами и создают окружающим.Наташа хочет главную роль в спектакле с танцами и бьется в истерике, если не дают. А давать нельзя: слишком велика нагрузка для ее больных легких.Юра с пороком сердца рвется бежать со всеми кросс. Не хочет сидеть на лавочке – ребята засмеют.Девятиклассник Руслан носит в школу рубашку, толстовку и жилет, чтобы никто не понял, что у него поддерживающий позвоночник корсет. Первым рвется помочь поднести что-нибудь, передвинуть мебель. Только учителя знают, отчего он бледнеет и порой на уроке ложится грудью на парту, потому что невыносимо болит спина. А те учителя, которые еще не знают, начинают возмущаться: спать надо дома! Руслан огрызается – и пошел конфликт.Для хронически больного ребенка (неважно, признан он инвалидом или нет) жизненно необходимо быть “как все”.Тогда он выйдет из школы социально полноценным человеком, сможет построить карьеру и семью. Еще и обгонит многих здоровых, потому что привык трудом брать то, что им достается даром.Родителям и учителям остается только с особым вниманием приглядывать, чтобы он не надорвался в этой гонке.Уходящим летом в Череповце умер на улице девятиклассник Дима Разин – шел на экзамен по русскому языку. Как нередко бывает у подростков, его сердце не успевало за быстро растущим телом.Родители не винят ни школу, ни врачей.С пониманием рассказывают о том, что сын, не смирившись с болезнью, потихоньку занимался на тренажерах. Альтернатива была – обложить ребенка ватой и вырастить его со всеми комплексами и капризами инвалида. Мальчик выбрал другой, опасный путь. Родители его поддерживали…Взрослому часто не понять, чем фирменная бандана отличается от очень похожей, которую ребенок с негодованием отвергает как “бабушкин платочек”. Или почему одни кроссовки – “жесть”, а другие, иной раз более дорогие – “отстой”.Или каким образом “неправильная” бисерная фенечка может стать причиной драки. Для подростка эти вещи – знаки принадлежности к группе, способные стать как предметом гордости, так и поводом для насмешек. А хронически больной подросток, который и без того страдает от своей “инакости”, переживает насмешки особенно тяжело.Одевать его надо по меньшей мере не хуже, чем других. Но болезнь ребенка и без того требует от родителей взаимоисключающих вещей: усиленного ухода и повышенных заработков. Мать-одиночку это часто ввергает в социальный штопор. Занятая ребенком, она не может рассчитывать на высокооплачиваемую работу – и экономит на себе.Знакомая, миниатюрная женщина, донашивала за сыном джинсы, футболки и куртки. Посмотришь издали – идут два подростка, один одет с иголочки, другой потертый. Мальчик был тяжелым астматиком – ни побегать с ровесниками, ни защитить себя в драке. Она рассудила, что пускай хоть из-за вещей не комплексует. А по-женски ее потертый вид был еще и посланием: “Понимаю, что с таким довеском никому не нужна. Ну и плевать, я посвятила себя сыну”.Сейчас, усаживаясь за руль подаренной сыном по-девичьи яркой французской машинки, она излучает другое послание: “Вот, вырастила! И нестарая еще, и в шоколаде”. Парень практически излечился от астмы. Работает программистом в области охранных систем. С нежностью пересказывает историю, ставшую семейной легендой: как мать, что-то продав, у кого-то назанимав, купила ему, пятикласснику, первый компьютер.Санитарка травмпункта с удовольствием рассказывает про внучку: она третий год на домашнем обучении, должна бы пойти в седьмой класс. В школе говорят, что она дерется – так это учителя заставляют старших ее лупить. Да она у нас лучше учителей соображает! “Англичанка” ей: “У тебя произношение не такое”, а она в ответ: “Да пошла ты в ж… со своим произношением”. Вот молодец! Ну, точно, она у нас индиго.Возможно, ребенок с логопедическими проблемами, тогда учителю не стоило спорить о произношении: ребенку тяжело, он и защитился по-своему. Но, скорее, в семье низкий потенциал обучения.Сами постигали школьные науки через пень-колоду и проблемному ребенку не могут помочь. Остается защищать свое чадо и оправдывать свое воспитание, обвиняя учителей.К таким детям – особый подход в коррекционном обучении. Пусть разучивают на английском песни зарубежных исполнителей, компьютерные и международные термины.Основная масса проблемных детей тяжелыми болезнями не страдает, в умственном развитии часто отстает, однако не настолько, чтобы перевести их в спецшколу – учиться зажигать спички и открывать ключом замки. Но при всем том они сами не хотят учиться и не дают учиться другим.Женя, сын кандидатов химических наук, внук доктора наук и депутата, оказался заброшенным. У бабушки научная работа и депутатские обязанности. У родителей своя лаборатория и частная тема, на которую получен грант, и надо его отрабатывать. А мальчик катается на “колбасе” трамвая, как хулиганы в 50-е годы. За прошлый год дважды попадал в ДТП.В свои одиннадцать лет он прекрасный компьютерщик, но совершенно не присмотрен взрослыми. Приносит в школу свои изобретения: взрывчатку (родители же химики), электрошокер. Все это показывает впечатлительным однокашникам, объясняя технические тонкости изготовления.Саша перенес черепно-мозговую травму. Долго болел, настрадался и разбаловался. Врачи порекомендовали ему реабилитацию в детском коллективе. Конфликты с одноклассниками – или то, что ему кажется конфликтами – Саша разрешает просто: чуть что бьет рюкзаком по голове.У Даши нашли вшей. Такая семья.[b]Синдром Пиноккио[/b]В итоге все “забивают на учебу”. Одни потому, что родители не контролируют: от детской безответственности и назло всем. Другие – следуя родительской модели поведения. В семье, где взрослые зарабатывают неквалифицированным трудом, дети не видят нужды напрягаться в учебе.Особый случай – дети мигрантов из стран СНГ. Их родители имеют в столице регистрацию и постоянную работу, подчас такую, на которую москвича калачом не заманишь. Значит, они нужны городу, и детей их надо учить наравне со всеми.Но с их словарным запасом не получается наравне.Есть отморозки, способные в лицо учителю выдать “про маму”, оправдываясь наивностью и незнанием языка.Встречаются ответственные, социально зрелые ребята, которые просто не могут учиться на русском языке. В конце концов и они оказываются в стане “забивших”.У “забивших” уйма свободного времени. На уроке они развлекаются и развлекают других, зарабатывая славу отчаянных ребят. На перемене и во внешкольное время занимаются детским бизнесом, от продажи купленных на оптовке сигарет и переписывания дисков до темных дел, чреватых приводом в милицию.Домашним детям такие отчаюги кажутся образцом самостоятельности.Учителей не боятся, легко добывают деньги на развлечения.В “началке” десяток мотивированных на учебу детей заставляет тянуться за собой остальных. В старшей школе группа ориентированных на поступление в вуз подтягивает за собой класс. Но в среднем школьном возрасте все наоборот: рядом с оболтусами большинство подростков перестает учиться. Включается “синдром Пиноккио”. Один немотивированный Петя или Вася расшатает всю с трудом создаваемую систему мотивации.Есть ли право у двоечника сидеть рядом с отличником? Самых отъявленных ждет коррекционный класс. Там все ходят на головах, но хоть другим учиться не мешают. И педагоги-специалисты с ними бьются. Некоторых удается выправить.Паша с Полиной, которым хочется и нужно поступать в институт на бюджетное обучение, перешли в параллельный одиннадцатый. В их прежнем “Г учиться не дадут, а здесь ребята тоже рвутся поступить. Им и занятия в индивидуальном режиме, и дополнительные часы по интересующим предметам.Леша, тоже хочет поступать, и уже обговорил все родителями: пойдет в негосударственный платный университет “какого-то там предпринимательства”. Раз негосударственный и платный, можно не напрягаться. Остался своем “Г”, с одноклассниками.В прошлом году пропускал “ненужные” предметы, кидал спортзале мячик. Учителя смотрели сквозь пальцы. Отпускать его шататься по микрорайону нельзя в учебное время школа за него отвечает. Так что пускай кидает, лишь бы не мешал другим учиться.Вова после девятого уходил в сложный технический колледж при вузе. Не потянул физику и математику, перестал ходить на занятия. Матери поставил ультиматум: хочу в школу к своим, хочу последний звонок и выпускной вечер, не лишай меня счастливого детства! Мать, бизнесвумен, прикинула, что так ей легче обойдется. Все равно в тот автомобильный вуз придется платить, а там требуют при поступлении три вещи: аттестат и два сертификата ЕГЭ – русский и математику. Вернула Вове счастливое детство – доучиваться будет в родном “Г”, но при условии, что к ЕГЭ подготовится с репетиторами.Что же это за “Г” такой, из которого одни бегут, а других пряником не выманишь? Обычный школьный класс, десять лет назад собранный с бору по сосенке.Социальный состав детей здесь разнородный, семейный культурный потенциал в среднем невысокий, и тон задают ребята без стойких интеллектуальных интересов. Основное времяпрепровождение в подростковых компаниях – “тусовки” беспредметного содержания. Атмосфера в классе добрая, за своих горой. Но серьезным ученикам этого уже мало.К счастью для нынешних детей, в большинстве школ уходят от практики “образования вообще”. Старшие классы делят на параллели по предметным интересам и по обучаемости. Программа остается программой, но в одной параллели дают побольше математики, в другой – гуманитарные предметы. А в ряде школ готовят к поступлению в конкретный вуз. Относительная новинка – тьюторская поддержка учебного процесса. Еще даже написание этого термина не устоялось: встречаются и “тьютор” и “тьютер”. Это методист, способный организовать обучение по индивидуальному плану. Причем натаскивают преподавателей, а уж они должны дойти до каждого ученика.Будет развиваться связь с вузами, вводимая в Москве пока в экспериментальном режиме. А траекторию обучения абитуриентов, нужных данному вузу, выстроит тьютор.Среднее образование должно усредняться, а профильное подняться – направление развития старшей школы. В старших классах излишняя перегрузка детей не интересующими их предметами мешает осуществлению равных гражданских возможностей – учиться и поступить в вуз по выбранному профилю.[b]СПРАВКА “ВМ”ЧТО ТАКОЕ “СИНДРОМ ПИНОККИО”[/b]Если подросток шатается по улицам, легко и без обязательств перед семьей и школой получая развлечения, уже через год-полтора с ним ничего не сможет сделать ни семья, ни школа. Детские психологи называют этот феномен синдромом Пиноккио. Не Буратино – у того была социально позитивная мечта: победить Карабаса, помочь друзьям и папе. А Пиноккио, который стремился в Страну развлечений. Где у него и отросли ослиные уши.Помните, у Карло Коллоди:– Но раз тебе не по нраву ходить в школу, то почему бы тебе не научиться какому-либо ремеслу и честно зарабатывать свой хлеб?– Потому что из всех ремесел на свете только одно мне действительно по душе: есть, пить, спать, наслаждаться и с утра до вечера бродяжничать.[b]СПРАВКА “ВМ”ЧТО ТАКОЕ “ДЕТИ ИНДИГО”?[/b]Индиго – краситель, дающий цвет синим джинсам. Американский экстрасенс Нэнси Энн Тэпп углядела джинсовые оттенки в ауре множества детей еще в конце 1970-х, а сейчас, по ее утверждению, индиго являются 97% детей в возрасте до 10 лет и 70% 15–25-летних. Детям индиго приписывают эмоциональную связь с Землей, телепатические и экстрасенсорные способности. Развернуться им якобы мешает воспитание “неджинсовых” родителей, подавляющих эти способности еще во младенчестве. Психологи утверждают, что дети с поведением индиго были всегда. Их диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).ЧТО ДУМАЮТ РОДИТЕЛИ?В процентах от числа опрошенныхВМЕСТЕ С КЕМ ВЫ НЕ ХОТЕЛИ БЫ УЧИТЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ?С маргиналами, детьми пьяниц 85,0 %С хулиганами 80 %С буржуйскими, богатенькими детьми 25%С шибко умными, у кого в семье много возможностей учить детей дополнительно 15 %РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ЭТО:Индивидуальный подход к детям 67 %Внимание учителя к ребенку (моему) 48 %Формирование классов, групп по уровню обученности, чтобы отличников с двоечниками вместе не сажать 24 %Чтобы проводились развивающие занятия с учетом особенностей каждого ребенка 17 %КАКИМ ПРЕДМЕТАМ НАДО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ?Иностранные языки 70 %Компьютерныетехнологии 67 %Психология 32 %Творческие занятия (музыкальные, театральные, изобразительное искусство) 27 %Должны быть детские общественные организации, клубы по интересам 15 %