Проблема нелегального алкоголя в нашей стране

Общество

«Водка в розницу должна стоить не более 78–80 рублей за поллитру!» Об этом заявил Михаил Блинов, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции во время слушаний на круглом столе «Как бороться с нелегальным алкоголем?» По его словам, в прошлом году было продано 190 миллионов декалитров.60 миллионов декалитров (треть всего объема продаж) этой продукции он назвал «левыми». Ведь только 45 миллионов декалитров были проданы в розницу по цене свыше 100 рублей за бутылку.Также эксперт заявил, что необходимо кончать с региональным беспределом в области управления производством алкоголя.Иначе в стране будет и впредь расти выпуск нелегальной продукции, а также падать собираемость налогов и акцизов с реализации этого товара.По оценкам экспертов, от 30 до 50 процентов алкогольного рынка страны заполнено нелегальным алкоголем, произведенным на заводских мощностях. По подсчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА», в России в первом полугодии 2008 года, к примеру, около 56 процентов коньяка произведено из нелегального сырья.– Естественно, это происходит не от хорошей жизни, – сказал Михаил Блинов. – Налоговая политика государства нынче такова, что легальный алкоголь не может не быть достаточно дорог. Потребители же любят подешевле. Большинство ликеро-водочных заводов находятся в очень сложном состоянии и, чтобы выжить, вынуждены сбивать цены на свою продукцию диким способом.Да и система ЕГАИС никак не помогает вычислить противозаконные действия.– Мне не известны факты, когда ЕГАИС выявил бы нарушения.Это такая система, которая существует ради самой себя. Непонятно, для чего она задумана, – высказался Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации.Введение государственной монополии на производство алкоголя тоже не может ничего дать в плане контроля за рынком горячительного. Если у предприятия есть долги и оно не может залатать дыры в собственном бюджете, то неминуемо займется нелегальным производством.Эксперты видят основную причину живучести нелегального алкоголя и в попустительстве торговых сетей, которые с удовольствием принимают его для реализации и таким образом держат низкие цены. Судите сами, акцизы растут, из-за этого розничные продавцы снижают закупочные цены. Получается, ситуация на рынке такова, что в выигрыше можно оказаться, только отказавшись от уплаты налогов.Кроме того, по действующему закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» решение о необходимости декларирования розничной продажи спиртного принимают сами субъекты РФ. Не существует единой формы декларации. Во многих регионах именно эта норма закона и повлияла на популярность «левого» алкоголя.Поэтому эксперты предлагают установить некую винно-водочную вертикаль: унифицировать требования на рынке, ввести общие системы декларирования для розницы. Это один из важнейших способов борьбы с нелегальным алкоголем.В связи с этим в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который и установит единые общероссийские правила игры на алкогольном рынке. В 2007 году от случайных отравлений алкоголем в России умерли около 20 тысяч человек. 1 ДАЛ (ДЕКАЛИТР) РАВЕН 10 ЛИТРАМ. К сожалению, нелегальный алкоголь не самая больная проблема этого сектора экономики. Как считают эксперты «ВМ», гораздо опаснее для общества в целом (и москвичей, в частности) проблема производства, реализации и потребления спиртного подпольного производства, которое легально продается с прилавков магазинов. Здесь исследователи рынка расходятся с мнением Михаила Блинова, исполнительного директора Союза производителей алкогольной продукции. По их мнению, водка стоимостью 75–80 процентов сделана из некачественного сырья. Потому и стоит так дешево, и теснит с прилавков нелегальный, но качественный алкоголь. Свои выводы они подкрепляют следующими расчетами.В этом году спирта в стране было произведено 20,82 миллиона дал. Отправлено на экспорт – 0,64 миллиона дал. Оставшихся 20,18 миллиона дал (чисто арифметически) могло хватить на производство только 50,45 миллиона дал водки.Ее и произведено в первом полугодии ровно 50,4 миллиона дал. Все в порядке? Как бы не так! Ведь спирт требуется еще и для изготовления ЛВИ – ликеро-водочных изделий типа коньяка, крепленых вин, ликеров и так далее. Тут и начинаются загадки.В первом полугодии россияне произвели 4,28 миллиона дал коньяка. Сырья на его производство (импортного и отечественного) должно было хватить лишь на 44 процента произведенного коньяка. Возникает вопрос: – из чего произведено еще 56 процентов коньяка? Нет у нас таких запасов спирта! Кроме коньяка, в России было произведено еще и вино виноградное и шампанское с игристыми винами. Их объем в первом полугодии составил 34,19 миллиона дал. На производство этой продукции были затрачены все запасы виноматериала урожая 2007 года и импортный виноматериал. Но этого количества могло хватить на изготовление лишь 30,03 миллиона дал.Из чего изготовлены остальные напитки? Ведь получается, что 12 процентов вина приготовлено из несуществующего сырья. Ситуация не меняется и во втором полугодии. Отечественное сырье для ЛВИ (опять-таки арифметически) уже закончилось. Импортные виноматериалы обеспечат меньше половины производства. Но предприятия работают на полную мощность. На каком сырье? Отсюда вывод: наш алкогольный рынок переполнен легальным фальсификатом. Он гораздо страшнее нелегальной продукции. Потому что с нелегального продукта лишь не уплачивается акциз (на радость бедному потребителю). Вся нелегальная продукция никогда не прячется под прилавок, всегда заметна (если водка в магазине дешевле 75–78 рублей за 0,5 л, то она однозначно нелегальна или продается по странным схемам…). Бороться с нелегальной продукцией легко, было бы желание. А легальный фальсификат изготовлен из непонятного сырья – скрыт от контролирующих органов и потребителя завесой легальности (по документам) и ценой! Но что там, в бутылке, намешано под всеми марками и этикетками, российский потребитель узнает, в лучшем случае, у гастроэнтеролога, а в худшем, к сожалению, лишь в реанимации.Итак, специалисты алкогольной отрасли снова на распутье: производить дорогой, но качественный, или дешевый, но дрянной алкоголь? Расстановка сил, как видим, не изменилась.«Вечерка» предлагает москвичам третий путь – сокращение потребления горячительных напитков.

amp-next-page separator