Предания православной Москвы

Общество

БЫЛИ годы, когда за условный центр Москвы принимали колокольню Ивана Великого, городской Почтамт, Телеграф и даже Мавзолей В.И.Ленина.Сейчас перед Иверской часовней на брусчатке есть памятный знак “Нулевой километр”, который и взял на себя функцию нашего городского центра, от которого имеет отсчет ряд дорог.Площадка перед часовней весьма оживлена. Здесь москвичи и иноземцы встречаются, кидают монетки на счастье, смотрят по сторонам на московские красоты.При большой многолюдности в этом месте, редкий прохожий остановит свой взгляд на примыкающей к этой площадке стене бывшей Московской городской Думы. А ведь она когда-то была отмечена заметным памятником…В середине дня 17 октября 1888 года на 277 версте перегона между станциями Тарановка и Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги произошла катастрофа с императорским поездом. В крушении каким-то чудом спаслись Государь Император Александр III и члены Августейшей Семьи. Но оказалось много погибших и раненых, в том числе – немало царских слуг…К пятилетней дате события на заседании Московской Думы в 1891 году гласные постановили “соорудить на средства города икону в память чудесного избавления Августейшей семьи от грозившей ей опасности” в здании своего учреждения.Домовой церкви в Думе не было, потому для иконы устроили специальную нишу на наружной стене со стороны часовни Иверской Божьей матери.Большая икона-памятник, сделанная за границей из разноцветной лавы мозаичным способом, была установлена 24 октября 1892 года (дата, конечно, по старому стилю. Она соответствует нынешней “5 ноября”). Ширина иконы составляла более аршина, высота – в два аршина.На иконе были изображены святые, память которых 17 октября отмечала русская церковь. По вызолоченному фону их лики размещались следующим образом. В центре – св. Александр Невский. По его правую сторону: св. Николай Чудотворец, св. преп. князь Михаил Тверский и св. равноапост. княгиня Ольга; по левую его сторону: св. Мария Магдалина, св. великомчн. Георгий Победоносец и св. равноапост. Ксения. Вверху иконы находились изображения Спаса Нерукотворного и двух ангелов. Икона весила 10 пудов. Ниша для иконы венчалась крестом, утвержденном на золотом яблоке. Перед иконой повесили неугасаемую лампаду…Старые кадры фото- и кинохроники сохранили изображение всей стены Городской думы. Но советское время памятник не пощадило. Угасла лампада. Была сбита икона, а ниша в стене Московской Думы заложена. А на уровне памятника от угла дома до линии Иверских ворот московские революционеры начертали свой лозунг “Религия – опиум для народа” со звездой, вместо точки.Народная память об октябрьском событии 1888 года в октябре 1917 года была уничтожена: “забита”, замурована. Позднее все залы Думы отдали для демонстрации предметов в воспоминание о жизненном пути нового героя. Также - для выставки подарков других вождей…Теперь же лишь острый глаз созерцателя может заметить над третьим с левого угла окном (между первым и вторым этажами) на стене бывшего “Музея В.И.Ленина” разницу в оттенках красного кирпича ранней и более поздней его кладки.В самом начале ХХ века в нашей стране очень быстрыми темпами стал распространяться интерес к воздухоплаванию. Строились модели разных типов больших и малых планеров, воздушных шаров, дирижаблей. Многие мечтали освоить полетные конструкции. У парковых аттракционов с поднятием “посадочных корзин” на большую высоту с помощью лебедок собирались большие очереди из прогуливавшихся. Причем, самых разных возрастов.К 1910 году новое Общество воздухоплавания насчитывало в своих рядах две сотни действительных членов. Было понятно, что при необходимости воздухоплавательные навыки этих людей смогут положительно проявиться в действиях по защите отечества. Поэтому при Обществе воздухоплавания появился специальный Военный комитет. Комитету для тренировок и разных сопутствующих действий нужно было подготовленное летное поле.Московская управа такое место нашла. Она вполне официально выделила Военному комитету общества воздухоплавания часть Ходынского поля. Ту, что находилась в северо-восточном его углу, по соседству со Всехсвятской рощей.В конце мая того же года общество уже приступило к постройке здесь своих ангаров и специальной вышки.Общество руководило упражнениями спортсменов с планерами. Помимо этого, оно же в летние месяцы устраивало на Ходынке, для желающих обучаться полетам, подъемы на привязанном шаре, и вместе с тем – свободные полеты (без привязки) на шаре для трех лиц, не считая опытного пилота. К полету допускались все те, кто оставлял в кассе общества определенную сумму денег. Процедура допуска была похожа на посещение любого паркового аттракциона при наличии билета. Никаких справок о здоровье предъявлять не приходилось.Параллельно с освоением земельных и воздушных пространств на Ходынском поле, Совет общества воздухоплавания разрешил выпуск подписных листов для сбора пожертвований - в общей сумме в 25 тысяч рублей - на оборудование своего подвижного состава. Наверное, это было правильно, так как всякие “воздушные средства” требовали обыкновенных “приземленных денежных средств” на свое изготовление. А последнее было весьма дорогим.

amp-next-page separator