Берлинский фестиваль сделал ставку на художественное кино
Для того чтобы было понятно, о чем, собственно, речь, следует вкратце пересказать содержание фильма. Речь в нем о женщине, разумеется, трагической судьбы – когда-то ее, молодую и невинную, изнасиловали двое уродов, в результате чего у нее родился сын. Но Каталин Варга – так зовут главную героиню этого румыно-британо-венгерского фильма – даже несмотря на счастливое замужество, не может забыть происшедшего с ней кошмара. Она находит негодяев и убивает одного из них, но торжество правосудия оборачивается новой трагедией: бандитского вида друзья насильника жестоко расправляются с самой Каталин.Это и возмутило вышеупомянутую журналистку – по правилам политкорректности жертв насилия убивать не полагается. А Берлинский фестиваль – по крайней мере, в последние годы – старается награждать “правильное кино”.Зачастую оно, увы, не совпадает с кино по-настоящему талантливым. Не зря же этот престижный фестиваль частенько упрекают в “слабом” конкурсе и в том, что единственным критерием выбора победителей становится актуальность темы и активная гражданская позиция режиссера.Иногда не понятно, почему тот или иной фильм попадает в конкурс. И, кстати, вышеупомянутая “Каталин Варга” – яркий тому пример. И дело вовсе не в том, что в нем убивают жертву насилия, а в полном отсутствии свежего режиссерского взгляда. Этот фильм легко можно представить в сетке приличного телевизионного канала, но никак не в конкурсной программе фестиваля класса “А”.Между тем отличный фильм Бориса Хлебникова в конкурс не взяли, его “Сумасшедшей помощи” пришлось довольствоваться “Форумом” – что, безусловно, престижно, но все же… Ведь новая работа российского режиссера выигрышно смотрится не только на фоне румынского фильма, но и в сравнении с многими другими картинами конкурсной программы – причем как мэтров (“Рикки” Франсуа Озона, “Татарак” Анджея Вайды), так и модного Лукаса Мудиссона, оставившего своим “Мамонтом” грустное впечатление.Председатель жюри нынешнего, 59-го Берлинале, Тильда Суинтон, зная о вечной “политической интриге” фестиваля, с самого начала заявила о своем намерении оценивать фильмы в первую очередь по их художественной значимости. Именно поэтому главный приз – Золотого Медведя – завоевала перуанка Клаудиа Льоса за свою картину “ Молоко печали”, кстати, его героиня – странная девушка Фауста (Магали Сольер) – тоже своего рода жертва насилия, хотя формально она его плод: террористы надругались над ее матерью. Но это самым непосредственным образом сказалось на судьбе Фаусты: испуганная мать, желая защитить девушку от подобной участи, не только передала ей по наследству свой страх перед жизнью вообще и мужчинами в частности, но и засунула в ее влагалище картошку. Фауста хочет избавиться и от корнеплода, и от страха, но для этого ей придется пройти свой путь к свободе.Еще одним фаворитом фестиваля стал уругвайский фильм “Гигант” – незамысловатая, но очень душевная история о застенчивом влюбленном охраннике из супермаркета, стесняющемся открыться предмету воздыханий. 34-летний режиссер Адриан Биние не только получил Серебряного Медведя (разделив его с немкой Марен Эд, награжденной за свой фильм “Ктонибудь еще”), но и приз памяти основателя Берлинале Альфреда Бауэра (здесь его “партнером” стал Анджей Вайда), а также приз за лучший дебют – к последнему прилагалось 50 тысяч евро.Лучшей актрисой стала Биргет Минихмайер за роль все понимающей и прощающей женщины в фильме “Кто-нибудь еще”, а актером – темнокожий Сотигуи Кайят за работу в фильме “Река Лондон”.Последний, выйдя на сцену за своим Серебряным Медведем, похоже, решил рассказать публике всю свою жизнь – его благодарственная речь затянулась на 20 минут. Но поторопить пожилого актера никто из организаторов не решился. Что делать, политкорректность!В фильме “Частная жизнь Пиппы Ли”, поставленном Ребеккой Миллер по ее же одноименному роману, Кеану Ривз сыграл романтического героя, ставшего неким толчком для перерождения героини (ее сыграла Робин Райт-Пенн). Осознав вдруг, что все предыдущие годы она жила скучно и “неправильно”, героиня Робин Райт-Пенн собирает чемоданы и отправляется со своим новым другом в автомобильное путешествие по Америке.– В жизни – не знаю, а в фильме – понравилось. На самом деле это здорово, когда ты можешь помочь человеку что-то изменить в своей жизни к лучшему. Помочь ему стать свободным.– Это зависит от мужчины и женщины. Свобода, наверное, не зависит от пола – это скорее внутреннее состояние.– Прекрасно работается, только есть одна проблема. Когда вокруг столько красоток, я отвлекаюсь от текста.Красавица Кейт Уинслет приехала в Берлин презентовать фильм “Чтец” (Reader), в котором она перевоплотилась в бывшую нацистку Ханну Шмитц. За эту роль актриса получила Золотой Глобус, премию английских киноакадемиков BAFTA и номинирована на Оскар.– Тяжело. Но вовсе не потому, что я такая хорошая, а моя героиня плохая. И я, наверное, не всегда бываю хорошей (). Да и моя героиня небезнадежна. В ней все-таки есть и человечность, и доброта. Жизнь в какой-то момент сломала ее, заставила стать такой, какой она стала. По-человечески ее жаль, но я все равно ее не оправдываю. Это страшно – ради собственного благополучия убивать других людей.– Не знаю, об этом нужно спросить у моего мужа (). Когда я снималась в “Чтеце”, я очень уставала. Когда мы заканчивали работать, я звонила Сэму ([i]режиссер Сэм Мэндес, муж актрисы[/i]) и говорила: “Можно, когда я приеду домой, я не буду ни с кем разговаривать, а просто помолчу? А еще я бы не хотела сегодня ничего готовить. Можно я не буду этого делать? Да, кстати, было бы неплохо, если бы когда я приехала, меня ждала горячая ванна. Это можно как-то организовать?” Мне, конечно, повезло с мужем, потому что на все эти вопросы, я слышала мгновенное “да”.[b]Берлин