Биотопливо - миф или реальность

Общество

На днях Владимир Путин направил жителям Калужской области поздравление с открытием в Калуге завода «Фольксваген». Этот факт, указал он в своем письме, «свидетельствует о реальных возможностях российских регионов привлекать серьезные инвестиции». А за день до открытия немецкого завода у президента была встреча с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым. Какая связь этих двух событий? Обсудив с Гордеевым «результаты по году», Путин вдруг сказал: «Надо бы создавать установки по производству биотоплива». «Вы прямо в точку попали!» – воскликнул Гордеев. Оказывается, в Европе стремительно растет потребность в биотопливе, но катастрофически не хватает посевных площадей под биомассу: рапс и прочие культуры. А у России их – хоть засейся! «Мы первую задачу ставим, чтобы обеспечивать заявки Европы, потому что для нас это хороший бизнес и хорошие возможности», – заключил министр. Но ни слова про Россию и ее «заявки». У Европы рост потребностей в биотопливе? А у нас рост потребностей в автомобилях. Вот уже второе десятилетие продажи увеличиваются на 20–30 процентов в год, и этот рост не прекращается. Наш рынок настолько привлекателен для мировых автогигантов, что они один за другим строят у нас свои заводы. Сначала это был «Форд», который создал производство во Всеволожске в 2002 году, теперь это «Фольксваген» в Калуге. Под Питером строится предприятие «Дженерал моторз», чтобы производить несколько моделей «Опеля». Летом были подписаны документы о строительстве там же завода «Судзуки». «Крайслер» намерен вскоре начать в России свое производство и ведет поиск места под площадку. Через пять лет мы будем завалены относительно дешевыми иномарками местного производства. И тогда с остротой встанет вопрос о топливе для них. И биотопливо – это наша «заявка»! А министр сельского хозяйства России печется о Европе. Причем европейцам это нужно в том числе и для того, чтобы покончить с зависимостью от нашей нефти. (Да, они рискуют попасть в зависимость от нашего рапса, но полей во всем мире больше, чем нефтяных месторождений.) Кстати, Америка уже несколько лет работает над тем, чтобы с помощью биотопливных разработок соскочить с «энергетического крючка» Уго Чавеса. Президент Буш в 2005 году поставил задачу снизить долю венесуэльской нефти в американском бензине до 20 процентов. И сделать это можно только за счет этанола, который выгоняется из кукурузы, зерна и сои. Производство этанола выросло в США с 2000 года на 300 процентов! К 2012 году его объем достигнет 30 млрд литров в год. У нас же только-только начали строиться первые заводы по производству биоэтанола, доложил Путину Гордеев. Уже запущены мощности по переработке рапса в Татарстане, строится завод в Омске. Но опять – с прицелом на удовлетворение потребностей Европы и снижение ее зависимости от нашей нефти! Хотя если говорить об энергетической зависимости, то уж кто-кто, а именно мы сидим на крючке у отечественных производителей топлива. Они для нас как неродные – продают нам бензин по цене, которая выше, чем в некоторых штатах США. Не перспективнее ли засеять, как в Америке, наши просторы кукурузой и собирать будущее автомобильное топливо с полей, поднимая заодно сельское хозяйство, нежели кормить бензиновых магнатов, которые время от времени устраивают ценовые сговоры, задирая цены на бензоколонках. Может, прав был Хрущев, который, поездив по американским полям, засеянным кукурузой, провозгласил ее «царицей полей»? Это стоило ему поста советского лидера. В XXI веке кукуруза, точнее, биотопливо из нее, возможно, станет главным пунктом программ кандидатов в будущие российские президенты.

amp-next-page separator