Женщина, на которую опасно смотреть
Леонардо да Винчи сильно удивился бы, узнав, что через несколько веков после создания этот женский портрет многие люди станут называть Джокондой. Он бы объяснил, что портрет им написан в Риме по заказу Джулио Медичи, а вовсе не во Флоренции для Франческо дель Джокондо.В мае 1513 года под именем Льва Х на папский престол был избран Джованни — сын Лоренцо Великолепного Медичи, знаменитого флорентийского общественного деятеля и покровителя искусств. Подобно своему отцу, Лев Х окружил себя поэтами, художниками, скульпторами. Рафаэль, Микеланджело и другие получили хорошие заказы. Непосредственным покровителем Леонардо, также приехавшего по этому случаю из Милана, стал герцог Джулиано Медичи – младший брат папы и командир папской гвардии. В связи с новым назначением Джулиано захотел иметь портрет своей давнишней любовницы Пачифики Брандано, последовавшей за ним из Флоренции и имевшей от него ребенка. Однако заказчик не взял портрет. Герцог Джулиано женился на французской принцессе Филиберте Савойской. И, не желая афишировать перед женой свои добрачные связи, не мог принять портрет любовницы. Более того, слабое здоровье Джулиано в скоре после свадьбы пришло в полный упадок, и умирающий герцог оставил практически законченный портрет художнику в качестве вознаграждения за хорошую работу. Когда в 1516 году «Божественный» Леонардо по приглашению короля Франциска I уезжал во Францию, в его багаже был и этот портрет.Поклонник великого художника французский король окружил его почетом и вниманием, предоставив ему замок Клу на берегу Луары вблизи королевской резиденции Амбуаз. Многими часами длились беседы короля с мастером, поражавшим собеседника своими знаниями. Наибольшее время он уделял портрету Пачифики. Как-то его посетил кардинал Арагонский. Секретарь кардинала, в точности которого не приходится сомневаться, записал, что мастер показал три совершенные картины: «одну с натуры некоей флорентийской дамы, сделанной по просьбе сына покойного Лоренцо Великолепного, другую — изображение юного Иоанна Крестителя, а также Мадонну с младенцем».Франциск I купил портрет флорентийской дамы за значительную сумму, но Леонардо уговорил его пока оставить картину с ним для ее доработки. Только после смерти мастера портрет переместился к владельцу в Фонтенбло. В королевском каталоге 1692 года картина имела имя «Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи». Вуаль на голове дамы была траурной в память о рано умершем муже Пачифики – испанском дворянине Брандано.Статус вдовы ее совсем не смущал: она имела веселый нрав и приятные внешние данные, поэтому была украшением любой компании. Многим и при ее жизни, и уже в наше время она кажется подобием сирены, поющей волшебные песни и забирающей жизнь своих поклонников. Так и в жизни все, кто близко соприкасался с этой роковой дамой – муж Брандано, любовник Джулиано, сын Ипполито – умерли молодыми. Да и сам Леонардо, как только с ней встретился, стал резко терять здоровье. Утратившему энергию полупарализованному художнику осталось жить три года.Надо отдать шедевру титана Возрождения должное. Вовсе не красотой блещет эта совсем не юная женщина. И вовсе не ее странная, косая улыбка выделяет этот портрет среди многих других. Уникальная особенность портрета заключена в том, что красками на доске передан не только облик физического тела, но и сокровенная сущность придворной дамы – ее душа, включающая роковые особенности, Именно это делает портрет Пачифики живым существом, живущим своей таинственной жизнью и до сих пор гипнотизирующим людей, пытающихся разгадать ее тайну. Поэтому загипнотизированным она представляется идеалом женщины или даже мадонной, а вот те, кто не поддается гипнозу, видят ее злым созданием. Также не поддавшийся гипнозу известный философ А. Лосев так написал о знаменитой улыбке роковой дамы: «Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть». Другим из незагипнотизированных был Н. Гоголь, написавший под влиянием своего открытия рокового свойства «Джоконды» знаменитую повесть «Портрет». Художественным приемом автор выразил мысль о том, что судьба человека может быть разбита портретом рокового человека. Известны также современные случаи резкого ухудшения самочувствия людей, проведших в обществе знаменитого портрета в Лувре десяток минут. Даже его репродукции способны негативно влиять на своих поклонников.Общественное сознание тоже подвергнуто атаке. Иначе как можно объяснить, что «Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи» в наше время имеет совсем другое название. Очевидно ктото невнимательно читал книгу знаменитого историка искусства Джорджо Вазари.На самом же деле Вазари пишет о совсем другой картине. Поэтому многие исследователи отвергают нынешнее название главной жемчужины Лувра. Предположения о том, что моделью знаменитого портрета была Констанца д’Авалос, Катерина Сфорца или кто-то еще, имеют гораздо меньше оснований. И уж совсем несерьезна версия, что на картине изображен сам Леонардо в женском обличье. Хотя компьютерное исследование дает повод для такой версии, но это является всего лишь подтверждением глубокой мысли самого мастера о том, что художник-портретист всегда в той или иной мере придает портретируемому свои собственные черты.По-видимому, человечеству суждено вечно строить догадки относительно персоны изображенной вдовы. Как бы сам портрет заставляет заниматься этим, одновременно препятствуя установлению истины. А пока знаменитый портрет находится в Лувре, скрытый псевдонимом «Джоконда», хотя никакого отношения к Лизе Джокондо не имеет. Поэтому разумно было бы вернуться к его первоначальному названию – «Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи». Но, может быть, установление истины никому не нужно и даже опасно.