Мимо Репина не пройдешь
Радушный москвич [/b]Графику считают камерным жанром и выставляют нечасто. Андрияка борется с таким положением вещей. Он уже объехал 10 городов России со своими экспозициями. Попутно налаживал связи с областными художественными галереями. Теперь Сергей Николаевич приглашает их к себе. Дает возможность выставить то, что большей частью незаслуженно пылится в запасниках. Между прочим, все расходы по перевозке, оформлению работ и изготовлению буклетов гостеприимный столичный художник взял на себя.Нынешняя экспозиция – хороший ответ скептикам, вопрошающим: «Ну, может ли быть что доброе из Ульяновска?!» Здесь – женские портреты Серова, Бакста, Маковского, Чистякова, Верещагина. «Летний сад» Остроумовой-Лебедевой и «Еловый лес» Крыжицкого (как посмотришь, сразу вспоминаешь о лете). Работы А. Е. Егорова, слывшего лучшим рисовальщиком в академии в начале ХIХ века. Эскиз плафона «Олимп» московского дома Тарасова работы Лансере. Морской пейзаж внука Айвазовского А. В. Ганзена. Графика Брюллова, Бенуа, Лагорио, Тона...Не пройдешь мимо рисунков Репина. Один из них – необыкновенно теплый, спокойный и жизнерадостный – «Благословение детей». Другой, напротив, чрезвычайно экспрессивный – иллюстрация к «Рассказу о семи повешенных» Л. Андреева.Русское искусство второй половины ХIХ века отличалось своей публицистичностью. В этой связи интересны «Дети, везущие поклажу» В. Г. Перова. Предполагают, что рисунок создавался во Франции. Прообраз знаменитой «Тройки» – обыкновенная бытовая сценка. Ребятишки здесь не выглядят страдальцами, девочка даже улыбается. В общем, никакой социальной патетики.В «Безработных» К. А. Трутовского острый мотив вроде бы должен присутствовать, но наболевшая тема трактуется двояко. Трое мужичков разговаривают озабоченно, а четвертый развалился на солнышке прямо на тротуаре. «Пропадай моя головушка, но до чего хорошо не работать!» – читается в его блаженной улыбке. Из Ульяновска привезли и работы местных уроженцев. Самый знаменитый из них, пожалуй, В. Г. Худяков. Ведь именно с приобретения Третьяковым его работы «Стычка с финляндскими контрабандистами» в 1856 году начинается летоисчисление знаменитой столичной галереи.Биография художника заслуживает отражения в романе. Худяков был крепостным, но с детства проявлял склонности к творчеству. Его хозяин Иван Поливанов отправил способного парнишку в Первопрестольную.В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юноше сказали, что он сможет учиться только будучи свободным. Поливанов написал расписку: если молодой человек будет прилежен и получит медали, крепостным ему больше не бывать.Училище Худяков окончил блестяще. Дослужился до профессорского звания.Великодушного Поливанова Бог вознаградил за доброту, дав его сыну Николаю талант рисовальщика. Вообще-то по образованию сей дворянин был военным. Родился в один год с Лермонтовым и дружил с ним.Поэт даже обращался к нему в стихах. Оба участвовали в кавказской войне, и некоторые рисунки Поливанова кажутся иллюстрациями к творчеству его товарища.