Встреча зонтика и швейной машинки

Развлечения

— Предыдущий фестиваль был для меня пробным (я впервые работал в качестве директора программ). С прошлого года на всех крупных международных фестивалях вступили в силу очень жесткие условия — нельзя показывать уже демонстрировавшуюся гделибо картину, нельзя показывать картину, выходившую за пределы страны-производителя. Хотя, например, Карло-Варский фестиваль делает полностью свою программу из внеконкурсных картин Канна и Берлина. Приняв такие условия, мы, конечно, невероятно усложнили свое положение...— Вот нам так и говорили. Мол, такого не бывает. Тем не менее, мы все условия выполнили. Конечно, конкурс будет подвергаться критике, это понятно: всего 19 картин, пока никому не известных, нигде не показанных, будут поневоле сравниваться со 150-ю внеконкурсными, да еще и знаменитыми, награжденными, успевшими стать хитами. Понятно, каким лентам будет оказано предпочтение, ведь журналисту легче ссылаться на чье-то мнение, даже не отсмотрев картину, чем вырабатывать свое собственное. Но даже если программа сплошь состояла бы из шедевров, угадали бы эти шедевры единицы. Вьетнамская картина «Отель «Общежитие» на прошлом ММКФ не понравилась решительно всем — и журналистам, и жюри — и тем не менее ее последующая судьба в мировом кинопроцессе превзошла все ожидания. Пять крупнейших фестивалей показали ее в конкурсе, а вообще она объездила 30 стран! — В известной мере да. Хотя, возможно, те, кто восторгался ею, были необъективны, поскольку экзотика для них сама по себе — качество. И тем не менее, раз она прогремела по всему миру, это о чем-то говорит.— Единственное отличие состоит в том, что в прошлом году мы включали картины в конкурс только в том случае, если все 4 члена отборочной комиссии проголосовали «за»: в результате конкурс, на мой взгляд, получился ровный, но скучный. Когда четыре таких разных человека, как Петр Шепотинник, Владимир Дмитриев*, Евгения Тирдатова* и я, соглашаются друг с другом во всем, это означает, что отрезается все оригинальное и своеобразное.В этом году мы решили, что включаем картину, если она нравится хоть одному члену отборочной комиссии. Я, например, отобрал швейцарскую картину «Яростные поцелуи» о любви священника и девочки-подростка (а у нее были противники — причем на религиозной почве), а Петя Шепотинник отстоял «Женское царство» Юсуфа Разыкова из Узбекистана.Программа соткана из противоречий. В нынешнем году будет значительно больше ярких и спорных фильмов. Мы ориентировались не на «высокий средний» уровень, а на художественный поиск. Именно поэтому в программе будет больше дебютов. Но есть и маститые — Патрис Леконт, Кшиштоф Занусси и прочие. Такое столкновение противоположностей — между маститыми и молодыми, Востоком и Западом — делает результат непредсказуемым. Жюри тоже своеобразное — от живого классика Тео Ангелопулоса до двадцатилетней Самиры Махмалбаф, которая, несмотря на молодость, уже получила приз в Канне.— Знаменитые слова Лотреамона, что «ничего нет более поэтичного, чем встреча зонтика и швейной машинки на операционном столе». Это своеобразный девиз сюрреалистов, хорошо приложимый к творчеству Бунюэля, ретроспектива которого — от его классических фильмов до фильмов о нем — также будет на этом фестивале. Представит ее сценарист Бунюэля Жан-Клод Каррьер...— Да нет, всего 73. Такая вот живая принадлежность истории кино. Если же говорить о сожалениях, то моя мечта — показать авангардную корейскую картину «Реальный вымысел», снятую за три с половиной часа. Но, к сожалению, нам ее не дали. Наверное, картина отправится в Венецию, там она тоже безумно нравится.— В этом году я старался, насколько это возможно, сократить внеконкурсный показ, в прошлый раз его было многовато. Из специальных ретроспектив хочу отметить работы советских операторов; показ восстановленных вариантов двух великих картин — «Алчности» Эриха фон Штрогейма и «Печати зла» Орсона Уэллса; ретроспективы фильмов недавно скончавшегося Витторио Гассмана и американского режиссера Филиппа Нойса. Он, кстати, и сам приедет. Вообще коммерческое кино Голливуда будет у нас хорошо представлено. Мы вытащили картины, которые в прокате не были бы так заметны — голливудский мейнстрим, вопреки распространенному суждению, вещь достаточно содержательная. В связи с этим мы охотно работали с нашими дистрибьюторами из голливудских компаний. По моим сведениям, у нас в гостях будет президент фирмы «Парамаунт» и два вице-президента — компаний «ХХ век Фокс» и «Уорнер бразерс».— Да, и это главная гордость — две мировые премьеры: фильма Панфилова «Романовы: венценосная семья» и фильма Занусси со странным названием «Жизнь — это болезнь, которая передается половым путем». Это картины, которые вообще нигде не показывались, и никто их еще не видел.— Одна картина — «Луной был полон сад» Виталия Мельникова.— Вне конкурса.— Самые кассовые и «ударные» — в «Пушкинском», самые эстетские и изысканные — по традиции в Музее кино. И увидеть их могут все, кто пожелает.[b]* Владимир Дмитриев — заместитель директора Госфильмофонда ** Евгения Тирдатова — кинокритик [/b]

amp-next-page separator