Нахально по болоту

Развлечения

В разных городах одиночки сложились в коллективы. И, судя по пятому «ЦЕХу», подобных групп и театров набралось немало. Понятие «российский современный танец» уже не вызывает недоуменного пожатия плечами. А недоверие сменилось любопытством.Основной площадкой фестиваля стал Театр Луны на Малой Ордынке. (Только спектакль «Под чьим контролем?» хореографа Андреа Хенги игрался на лестнице Третьяковской галереи на Крымском Валу. А закрытие прошло на Фабрике технических бумаг на Бауманской – в скором времени она обещает стать постоянным пристанищем «ЦЕХа».) Четыре дня был аншлаг. У движенцев развита коллегиальность: все приходили смотреть друг на друга. Показы сбивались в блоки – многие спектакли были короткими, и их можно смотреть подряд.Большинство хореографов делают постановки на самих себя, порой даже не нуждаясь в партнере. Иногда это подчеркивает состоятельность, иногда – беспомощность.К первым вариантам можно отнести работу Владимира Голубева из Челябинска «Несоло» – эдакого Гришковца от танца. Мощные пластические элементы он чередует с рассказыванием баек и игрой на аккордеоне. Не менее интересна была работа Николая Щетнева из Архангельска «Мое изображение исчезло» с неврастеничной, болезненной хореографией.Ко вторым – показы группы «Сулахара» из Петербурга. Рыжеволосая, с бешеными глазами, Яна Чуприна пыталась взять агрессивностью, прикрывая бессмысленность и даже неумелость.Самый пристальный взгляд – на работы мэтров (есть уже и такие). Новый спектакль показал Геннадий Абрамов («Элион» сделан им для Института современного танца в Екатеринбурге). Собрала много публики Ольга Пона из Челябинска – в Москве ее хорошо знают благодаря фестивалю «Золотая маска». Но ее спектакль «Немного ностальгии» – напоминание о детстве, пионерлагерях, первой любви средь березок – выглядел мило, и только. Куда изобретательнее камерная работа «Одри», сделанная с танцовщицей Марией Грейф и посвященная великой киноактрисе Одри Хэпберн.Вполне удачными оказались «Мухи» Государственного театра наций: танцовщицы и хореографы Анна Абалихина и Дина Хусейн вместе с режиссером Фарухом Ниязали достоверно изобразили жизнь современной женщины на грани нервного срыва.А вот «Философия стен» Константина Гроусса, сделанная в том же Театре наций, куда более разнообразна постановочно, но со смыслом тут явные проблемы.Настоящей роскошью стал спектакль «3PTIX» знаменитой команды «По.В.С.Танцы». Герои, придуманные Александрой Конниковой и Альбертом Альбертом, – нежные, светлые, открытые люди, разбившиеся о глухой металл современной индустриальной жизни. От знаменитых танцовщиков взгляд не отвести.Отдельно в программе «ЦЕХа» стояли работы отечественных хореографов, сделанные за пределами России. На открытии показывали спектакль Саши Пепеляева «Двери» (театральный проект APPARATUS, Москва – Таллин).А на второй день приключился кульминационный показ: «Пятый сезон», сделанный Александрой Конниковой и Альбертом Альбертом из «По.В.С.Танцев» с танцевальной группой «Джока Джок» из Кении. «Там же нет танца!» – восклицала одна впечатлительная коллега. Череды па и, правда, нет. Зато есть чувственность, настроение, мастерство. Четверо танцовщиков нежно, по-детски изображают круговерть времени, где за осенью приходит зима, и никак иначе. А весной обязательно возникает душевный трепет, перерастающий в летний жар.Кенийцы – даже не танцовщики в общепринятом смысле. Они умеют сочетать на сцене пение, движение, клоунаду.Наверное, существование русского contemporary можно сравнить с жизнью «новой драмы». От него еще шарахаются, но ему уже не надо доказывать право на самого себя. Он может быть излишне физиологичен, резок и болезнен до шока. Но всегда ошеломляюще искренен. Он идет своим путем – иногда странным, корявым. Отчаянно и нахально прокладывая дорогу через чащу и болото. И пробираться по этим тропинкам с каждым годом все интереснее.

amp-next-page separator