Слепой самурай, или Путь Китано
«Затоiчи» – уже одиннадцатый фильм Такеши Китано (или одиннадцатый том сочинений Китано», как говорят его фанаты), самурайский боевик, в котором он снова поработал как сценарист, режиссер и актер одновременно, да еще снятый сразу после неожиданных и нетипичных для Китано «Кукол».Сам Китано признался, что поначалу боялся приниматься за исторический фильм, в таком жанре он работал впервые. А перед прокатом фильма в России опасался, что русские зрители, влюбившиеся в его «Кукол», придут в замешательство от «Затоiчи».В обещанное замешательство я пришла с первых минут просмотра фильма. Потом первая озадаченность отступила, но зато пришла вторая, привыкнув к обстоятельствам которой, меня вдруг настигла третья, и снова, и снова до конца фильма, включая самый финал. Так, озадаченная, но веселая, я до сих пор и хожу. Что же меня так озадачило? Перечисляю по списку.Первой причиной озадаченности было, пожалуй, то, что фильм менялся прямо на глазах. Начинался он как обещанный самурайский боевик: лет 150 назад Затоiчи под видом странника зарабатывал себе на жизнь массажем и игрой в кости, был при этом абсолютно слепым, но невероятно искусным воином, умевшим каким-то сверхъестественно быстрым образом вынимать свой меч из кроваво-красных ножен и молниеносно разить врагов. В самом начале фильма он, как и положено, за пару минут виртуозно расправляется с первой оравой бандитов, но тут появляются крестьяне, которых по традиции жанра самурайского фильма обижал какой-то плохой самурай и наш, хороший, должен был спасать. Эти крестьяне что-то мотыжат в поле, да так ритмично, что из ритмов работы появляется симпатичная песенка – почти так же, как несколько лет назад из звуков работающих станков героиня «Танцующей в темноте» складывала свою песню. Мюзикл, да и только! А в маленький городок в это время приходит пара красивых гейш, которые убивают своих клиентов: так они мстят за убийство своих родителей, случившееся десять лет назад. И это будет совсем не смешно. А по городку бегает местный дурачок с копьем, дико кричит и воображает себя самураем. В общем, самурайский боевик, едва начавшись, оказывается комедией, потом сменяется мелодрамой, которая спотыкается о «кино про кино» и вновь выруливает на жанровые рельсы самурайского фильма. Только почему-то с комическими трюками и танцами в стиле «фанк-и-степ».И все эти разные куски одного фильма (почти разные фильмы) отыгрываются всерьез, очень обстоятельно. Смешно – как в настоящей комедии: и Синтики-неудачник, все время проигрывающий в кости и переодевающийся женщиной, – комический персонаж, достойный собственного фильма (этакий японский Чарли Чаплин). А если грустно – то до безысходности: особенно в эпизодах про оставшихся без родителей брата с сестрой или про самурая, который остался без хозяина и стал телохранителем главаря якудзы, чтобы спасти умирающую жену. Если боевик – так забойней некуда: Затоiчи после боя стряхивает кровь с меча, и она оседает в воздухе, оставляя в полете причудливый рисунок. Главного злодея мы с вами не угадаем, как в детективе, ошибемся и в гейшах – не буду лишать вас этого удовольствия. Да и Затоiчи нас удивит: самурай-блондин весь фильм будет ходить, драться, колоть дрова, выигрывать в кости, делать массаж, наставлять на истинный путь гейш – и все с закрытыми глазами. А к концу фильма мы еще начнем спорить друг с другом: слепой ли Затоiчи на самом деле? Кстати, японцев Затоiчи Китано удивляет еще больше: они не только привыкли к самурайским боевикам, но еще и знают Затоiчи больше двух десятков лет по разным телевизионным и киновариантам – сердобольного, даже сентиментального брюнета, неутомимого борца со злом.А у Китано получился не просто самурай-блондин, но еще непредсказуемый и плутоватый самурай. Ну а о том, что финальный танец героев повергает зрителей просто в какой-то эйфорический ступор, знают даже те, кто еще не смотрел кино! Китано сравнивает своего «Затоiчи» с тем, как может повар эксклюзивного ресторана готовить простое блюдо, чтобы его смогли попробовать не только редкие посетители, но все, кому захочется. «Затоiчи» по сравнению с «Куклами» – блюдо попроще», – говорит Китано в одном интервью. Наверное, ведь все ингредиенты этого блюда нам действительно хорошо знакомы. Но вот как появляется у этого «блюда попроще» неповторимое очарование – загадка. Именно это и озадачивает. Именно поэтому фильм хочется посмотреть еще раз.